Дивеево - Карачарово - Муром

Дивеево - Карачарово - Муром

Дивеево.

Село возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения его названия. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю  с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.

Во второй половине XVIII века в Дивееве была построена небольшая деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Расположение села Дивеево на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь, найти в церкви приют и отдых. Под свой кров для отдыха храм принял и странницу Агафью Семёновну Мельгунову, которая в 1767 начала строить в Дивеево каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772 году). После освящения всех 3 приделов храма Агафья решила устроить общину. В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Всё необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушки Александры посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.

Одной из Дивеевских святынь является знаменитая Канавка Божьей Матери, находящаяся на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. По преданию Серафима Саровского, антихрист в последние времена не сможет преодолеть её.

 

Святые источники.

В окрестностях монастыря располагаются 6 святых источников, 5 из них находятся на территории Дивеево:

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери. При расчистке этого источника в советские годы была найдена Казанская икона Божией Матери.

Источник святого Пантелеимона.

Источник Матушки Александры. В 2003 году попечением коллектива Волгодонской АЭС источник был благоустроен, построены новые часовня и купальня.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери.
28 мая 2005 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием был заложен камень в основание приходской церкви в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.

Источник в честь иконы Божией Матери «Умиление» (местными жителями именуется: источник Умиление или источник Умиление Божьей Матери).

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка.

 

Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.
История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.
Поток паломников на этот источник с каждым годом растет. Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают еще большее число страждущих.

 

Муром. Святые Петр и Феврония Муромские.

 

Князь Петр победил "врага рода человеческого", появившегося в Муроме в образе страшного "блудного Змия" - оборотня. Святой сразил его легендарным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел. Спасла его от страшного недуга мудрая дева Феврония из деревни Ласково (под Рязанью). Князь обвенчался с ней в Муроме, но гордые бояре и завистливые их жены не желали иметь княгиню из простого звания. Раз за трапезой обвинили они княгиню за то, что крошки хлебные собирала она со стола. Но когда святая открыла ладонь, то "...абие посыпался у нее из рукава и фимиам и ладон, и поиде благоухание по всей полате, и просветися лице ея пачи меры". Когда же бояре потребовали выгнать Февронию, Петр последовал за своей изгнанной супругой. Утешая печаль супруга, Феврония показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в цветущие пышные деревья.

Вскоре град Муром постиг гнев Божий, многие погибли в боярской междоусобице и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно принимают монашеский постриг, получая новые имена - Давид и Евфросиния, завещают положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом воздух и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии.

Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди "положиша их во едином гробе". "И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша".

 

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре.



Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.

Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел". Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывает: " Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле". Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, несмотря на то что считалась начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку. В посту 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Батюшка прислал семян цветов для того, чтобы посадить их на канавке. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно. Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Русь создала сказание о Китеж-граде, и это была ее вековечная мечта - уйти от грешного мира, но здесь была не мечта, а истинная реальность, здесь было истинное богообщение небожителей с людьми. Здесь имели место истинные видения батюшки Серафима и других святых и праведных людей, здесь все жили духовной жизнью и духовными радостями. Здесь небо сходилось с землей. Здесь "шла брань с духами злобы поднебесной", которые всячески пугали подвижниц и тех, которые хотели следовать их путем. Даже паломники были стращаемы в темноте бесовскими явлениями, но всех ограждала благодать Божия, по молитвам батюшки Серафима и матушки Александры. Наш дорогой братчик однажды встретил на канавке фигуру в два этажа ростом и ужаснулся, но тотчас ужас сменился полным миром душевным - батюшка Серафим никого в обиду не давал. По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах нами были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, - башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились - это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно!

1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.

Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Святая Канавка
Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) – кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.

 

Храм святых муч. Гурия, Самона и Авива
 
 
 
 
Храм святых муч. построен в 1845 году., мещанином Гурием Синцовым. Когда настали времена страшных болезней, много людей стало умирать от чумы и холеры. Один мещанин, Гурий Сенцов, живший в Муроме, дал Господу обет. Он поклялся что, продаст всё своё именье и построит храм, если Господь смилуется и спасёт от болезней его семью. Бог услышал молитву мещанина Гурия и никто из его близких не заболел. Так в Муроме появился храм, освящённый в честь святых Гурия, Самона и Авива.
На сегодняшний день храм действует и открыт для посетителей. Ведутся службы. Настоятель храма протоиерей Олег. 
 
Житие мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322) Ноябрь 28 (15 ноября по старому стилю). Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (305-311) в городе Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой ко Господу, которую записал один из свидетелей их мучений: "Господи Боже мой, без Его же воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи, ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты, благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподоби нас наслаждаться блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков". Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили († 299-306). Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311- 324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу († 322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном. После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе в помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Впоследствии оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, и Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву - свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил Евфимию от страданий и чудодейственно перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и, по приказу правителя, гот был казнен. Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: "Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие".
 
Часовня Свято-Троицкого Храма.
 
 
   Троицкая церковь, по преданию, была заложена самим богатырем — дубовые венцы в ее основании были им собственноручно выловлены из Оки и установлены на месте строительства храма. Сам Свято-Троицкий храм в селе Карачарове, воссозданный в камне в 1828 году на месте деревянной церкви, был разрушен богоборцами в советскую пору. Часовня была отстроена совсем недавно на пожертвования прихожан, а звонницу храму подарили казаки московского округа. В часовне хранится икона с частицами мощей святого Илии Муромца.
 В часовне нет и намека на пафостность и шик. Все очень скромно, но проникнуто духом муромских земель и их святых покровителей.
 
Святой источник Ильи Муромца.
 
 
   Метрах в 300 ниже от часовни расположен святой источник, который, как считается, дал силу Илье Муромцу. Температура в источнике круглогодично составляет 6 градусов.  По преданию источник исцеляет от многих болезней, в том числе и от заболеваний опорно-двигательного аппарата (ведь именно испив из данного источника Илья Муромец смог подняться после неподвижного лежания в течении 33 лет).  Окунувшись в источнике, Вы почувствуете не только бодрость тела, но и бодрость духа.
 
 
Храм Святых мучеников Гурия, Самона и Авива.
 
 
  
 
Храм Святых мучеников Гурия, Самона и Авива — покровителей супружества, брака и счастливой семьи.
А основателем данного храма стал один зажиточный житель села, который дал обет, что если во время лихорадки 1603 года никто из его членов семьи не умрет, то он рядом с массовым захоронением сельчан возведет храм. Случилось чудо, т.к. выжили не только все члены его семьи, но и вся его живность. Потрясенный данным фактом, житель начал строительство храма.
В храме имеется большая икона святого Илии Муромца с частицей его святых мощей и икона Муромской Божией Матери с неугасимой лампадой.
В таких местах, как село Карачарово, где время на какое-то мгновение замедляет свой бег начинаешь по другому смотреть на свои поступки и переосмысливать свою жизнь.
 
Бронзовый Илья Муромец
 
 
Памятник Илье Муромцу
На высоком берегу Оки, в городском Окском парке, на постаменте возвышается бронзовый Илья Муромец. Этот памятник ещё совсем молодой (установлен в 1999 году), но уже пришёлся по душе землякам былинного богатыря и стал одним из самых узнаваемых символов города. Памятник Илье МуромцуАвтор памятника Илье Муромцу — великий русский скульптор В. М. Клыков — создал монументы в десятках российских городов. На всю Россию известны такие его творения, как памятник Александру Невскому в г. Курске, памятник маршалу Жукову в Москве на Манежной площади или звонница мемориала «Прохоровское поле» в селе Прохоровка Белгородской области. 1 августа 1999 года на месте бывшего Кремля, рядом с живописной набережной Мурома состоялось торжественное открытие памятника былинному герою. Едва Вячеслав Клыков представил своё новое детище обществу, как все молодожёны Мурома стали приезжать сюда — к Илье Муромцу. В фигуре русского богатыря скульптор воплотил образ воина-монаха. Илья одет в кольчугу, из-под которой видна монашеская ряса, а его голову защищает традиционный русский шлем. Левой рукой богатырь прижимает к груди православный крест, а правой рукой грозно возносит меч над головой в назидание врагам. Взгляд бронзового «Ильи Муромца» обращён в сторону Оки, туда, где в древности проходила граница русских земель. Высота памятника — от меча до цилиндрического постамента — 21 метр. У постамента установлены грифоны — символы мощи, победы. Левой лапой мифические птицы опираются на щиты. Глядя на скульптуру былинного героя, на ум сразу же приходит знаменитая фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Памятник святому воину Илье Муромцу имеет глубоко символическое значение: прежде всего, это памятник общероссийской воинской доблести и торжеству православия на земле русской.
 
Богатырь Илья Муромец — историческая личность. После установки памятника некоторые муромцы впервые узнали, что Илья был их земляком, а не просто вымышленным былинным героем. Многие российские историки единодушно сходятся во мнении, что родиной богатыря является село Карачарово близ Мурома. Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу «Чобиток», ставший прототипом для былинного персонажа Ильи Муромца. 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко. Незадолго до своей кончины герой-воин принял монашеский постриг. Его мощи покоятся в Киево-Печёрской лавре. Современные антропологи, исследовавшие останки преподобного Ильи, подтверждают, что ноги этого человека длительное время не действовали вследствие врожденного паралича или травмы. Позднее кости в местах переломов срослись, и это позволило Илье восстановить подвижность конечностей. В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска), и до сих пор бьют родники, возникшие в том месте, где богатырский конь ударил копытами. Легендарному герою посвящена одна из экспозиций Муромского музея. Во дворе музея лежит огромный дубовый пень, а табличка, установленная рядом с ним, гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем. Образ героя-воина, народного заступника вдохновил Вячеслава Клыкова на создание памятника Илье Муромцу. Скульптура богатыря воплощает в себе победительное начало, торжество Победы, которая нужна России. «Нам необходимо понять, что у нас нет другой страны, кроме той, что завещана нам предками и Богом. Русским нужно почувствовать себя единым народом, и мы победим», — так считает автор памятника. И многие века на высоком берегу Оки на страже Земли Русской будет стоять бронзовый «Илья Муромец».

 


Карта тура


Протяженность маршрута: 636.023 км