Псков

Псков

Псковский кремль - одна из наиболее знаменитых и известных крепостей России, выдержавшая за свою историю множество осад.
 
Псков впервые упоминается в летописях под 903 г. как Плесков. Выгодное географическое положение Пскова изначально способствовало развитию торговли и ремесла.
 
Первоначальные укрепления Пскова были деревянными, по этому в 977 г. город не смог устоять перед войском полоцкого князя Рогволда, который овладел городом.
 
В X веке Псков был уже городом. О нем упоминают летописи в связи со сватовством будущего князя Игоря к знаменитой Ольге, происходившей из расположенного неподалеку от Пскова села Выбуты. Есть сведения о том, что в дальнейшем, став великой княгиней киевской, Ольга не забывала родные края и посещала псковскую землю. Согласно преданию, после принятия крещения княгиня Ольга основала на территории Пскова, среди дремучих лесов, первый христианский храм.
 
 
В XII в. Псков являлся главным пригородом Новгорода, одним из центров Новгородской земли. Его укрепления получили дальнейшее развитие. В это же время были выстроен вал, который тянулся с внутренней стороны рва и назывался Перси. На славянском языке этим словом обозначали грудь мужчины или коня. Вероятно, это было псковское имя собственное (не лишено оснований мнение о том, что название города «Псков» произошло от трансформированного древнего слова «перси» («прьси»).
 
В XIII в. Псков все еще был окраиной русской земли. Монгольское нашествие не затронуло его. Однако в это время на северо-западные рубежи Руси двинулись отряды немецких рыцарей. После овладения ими в 1224 г. городом Юрьевым (Тарту), граница земель Ливонского ордена пролегла всего в 30 верстах к северу от Пскова. Из 500 км русско-ливонской границы на долю Пскова приходилось 480. С тех пор в течение многих столетий над городом постоянно висела угроза вражеского нападения.
 
В 1240 г. рыцари неделю осаждали Псковский кремль, но так и не смогли его взять. Тогда псковский посадник Твердила, предав свой город, открыл ворота крепости и впустил врага. Два года ливонцы грабили Псков, пока зимой 1242 г. молодой князь Александр Ярославич (в будущем Александр Невский) не освободил город «изгоном» (с ходу).
 
В XIV в. размеры оборонного строительства во Пскове достигли невиданных ранее масштабов, что являлось следствием военных действий против Ордена. Только в XIV в. ливонцы четырежды осаждали Псковский кремль. Одно из самых памятных нападений произошло в 1323 г.
 
Всю зиму 1322/1323 гг. немецкие рыцари тщательно готовились к походу на Псковский кремль: собирали войско и сооружали осадные машины. К весне приготовления были закончены, и многочисленное войско Ордена на судах и конях 11 мая подошло к городу. Чтобы овладеть им, немцы применили новейшие для того времени виды осадной техники, но встретили мужественное и стойкое сопротивление псковичей.
 
После 18 дней осады из Изборска и Гродно прибыли на помощь русские и литовские войска. Неприятель был отброшен за реку Великую и потерял при этом свои осадные орудия. «И отбегоша немци с многым студом и срамом», — пишет об этом псковский летописец. Так закончилось очередное крупное наступление на Псков немецких захватчиков.
 
 
Во второй половине XV в. в связи с образованием единого Русского государства усилилось тяготение Пскова к Москве. Летом 1480 г. ливонцы осадили Псков и в течение пяти дней пытались захватить его. Через пять месяцев войско Ивана III вместе со псковичами совершило ответный поход во владения Ордена и взяло города Феллин и Терветен. С этого времени военный союз Москвы и Пскова стал носить постоянный характер, а потребность северо-западного форпоста в военной помощи сближала его с набирающим силу Русским государством.
 
После вхождения в 1510 г. Пскова в состав Русского государства забота о северо-западных границах стала делом не местным, а общегосударственным. Тесные связи Пскова с Москвой нашли отражение и в фортификации. Московское Правительство активно укрепляло Псковский кремль, придавая ему большое значение. Так, например, в 1538 г. из столицы прислали «фрязина», который построил Нижние решетки — деревянную стену с зарешеченными воротами для пропуска воды.
 
Но по обоим сторонам устья Псковы стояли, как и везде, возведенные в 1500 г. каменные башни. Где-то с середины XVI в. в русском оборонном зодчестве укоренился обычай красить сооружения в белый цвет. Естественно, что и каменные укрепления Псковского кремля в это время были покрыты обмазкой и побелены, что придавало городу особо привлекательный вид.
 
В начале XVI в. Псковский кремль, без сомнения, представлял собой одну из самых мощных крепостей не только Руси, но и всей Восточной Европы. Поражают колоссальные усилия по созданию грандиозной системы каменных стен, затрачиваемые псковичами в течение многих веков. Понятно, что создание самой могучей русской твердыни потребовало невероятного напряжения всех сил, исключительно больших материальных затрат. Но это была единственная возможность выжить перед лицом кровожадных устремлений врагов с запада.
 
 
В 1575 г. польский сейм избрал королем знаменитого трансильванского воеводу Стефана Батория. Последний стал основательно готовиться к борьбе с Русским государством: усилил шляхетское ополчение наемниками — венграми и немцами, усовершенствовал артиллерию, заключил мир со Швецией. В 1578 г. шведы и поляки нанесли русским войскам жестокое поражение под Венденом. Русская рать потеряла 6 тысяч человек. Среди убитых было четверо воевод.
 
В августе 1579 г. польско-литовская армия осадила Полоцк, гарнизон которого героически оборонялся в течение почти трех недель. 30 августа Баторий овладел городом, а затем взял крепость Сокол. В следующем году он овладел Велижем, Усвятом и Великими Луками, после чего задался целью захватить Псковский кремль. Зная о намерении противника, Иван Грозный назначил князя И. П. Шуйского большим воеводой и приказал подготовить город к длительной обороне. В подчинении у князя было семь воевод, которые вместе с боярами, воинами и всеми городскими жителями поклялись «за Псков град битися с литвою до смерти безо всякие хитрости».
 
Однако благодаря самоотверженности псковичей и умелому руководству обороной город выстоял и целых полгода держал оборону. В конце концов холода и лишения сделали свое дело, армию Батория стали покидать наемники, а сам он вернулся в Вильно, оставив руководство осадой своему гетману.
 
Мир был нужен не только России, но и Польше. 15 января 1582 г. в Запольском Яме было заключено десятилетнее перемирие, а 4 февраля вражеская осадная армия ушла в Ливонию. Оборона Пскова явилась самой яркой страницей Ливонской войны. Его защитники при бездействии царя и без помощи извне отбили 31 штурм и сами совершили 46 вылазок в лагерь противника. Русская артиллерия показала свое полное превосходство над польско-литовской.
 
Героическая 107-дневная оборона Пскова в 1581 г. сорвала захватнические замыслы Батория, который потерпел у его стен свою самую крупную неудачу в войне с Россией. Разгромленный в свое время опричниками город стал твердыней, которая оказалась не по зубам даже бесспорно талантливому полководцу. Подвиг псковичей позволил Росси закончить Ливонскую войну без территориальных уступок Польше.
 
Псков испил свою чашу бедствий и в Смутное время. Швеция многое выиграла в Ливонской войне. Ею были захвачены Новгород, Старая Русса, Гдов, Орешек, Корела, Порхов. На северо-западе Московского государства лишь Псков оставался непокоренным.
 
Город уже отразил три попытки интервентов овладеть им в сентябре 1611 г., в конце июля — начале августа 1612 г. и в январе 1615 г.), когда 29 июля 1615 г. к Псковскому кремлю подошло шведское войско во главе с королем Густавом-Адольфом. Общая численность его войска составила 9 080 человек, в том числе английские, шотландские, французские и прочие наемники, 2 061 кавалерист, 6 411 пехотинцев и 200 артиллеристов.
 
И вновь город и его жители показали свой характер, выстояв все штурмы. 17 октября 1615 г. шведский король покинул лагерь, тем самым признав себя побежденным. Два с половиной месяца Псков сражался с врагом.
 
 
 При осаде Пскова шведская армия потеряла около 4,5 тысячи человек. Псковское сидение явилось хорошим уроком для молодого шведского короля, которому не хватало ни сил, ни умения, чтобы преодолеть героизм, мужество и стойкость псковичей, их твердую решимость удержать город.
 
Крепость Пскова продолжала совершенствоваться и после Смутного времени. Известно, например, что во второй половине XVII в. проездные башни с напольной стороны имели дополнительные укрепления. Здесь насчитывалось семь ворот, из которых к четырем с внешней стороны были пристроены полукруглые, открытые сверху двухъярусные башни с Г-образным в плане проходом. Они напоминали существовавшие на западе бастеи.
 
В 1707 г. от Пскова до Смоленска и далее до Брянска построили засечную укрепленную линию. Большой пожар в 1710 г. и эпидемия явились одной из причин упадка города. После того, как граница Российской империи отодвинулась от Пскова, крепость потеряла свое военное значение, но осталась в памяти народной символом крепости русского духа.
 
Во время Второй Мировой Войны город был оставлен войсками Красной Армии в июле 1941 года и освобожден почти ровно через 3 года - 23 июля 1944 года. За время оккупации германскими войсками  в Пскове было разрушено 94 % жилого фонда. Серьезно пострадал и Псковский кремль. В настоящее время центральная часть крепости - детинец восстановлена и находится в удовлетворительном состоянии. Все остальные укрепления постепенно разрушаются.
 
Архитектурный ансамбль:
 
- Довмонтов город (VIII—XVII вв.);
- «Перси» (Перша, или Довмонтова стена) (передняя стена Кремля) (1337 (первое упоминание), 1393—1424 вв.);
- Восточная и западная стена Кремля (XIV—XV вв., XVII в.);
- Захаб (охабень или захабень);
- Троицкий собор (1682—1699 гг.);
- Колокольня (XIX в.);
- Приказные палаты (1692—1695, 1701 гг.);
- Пороховые погреба;
- Дом причта;
- Гостевой дом.
 
 
 
Храм Александра Невского
 
Воинский храм святого благоверного великого князя Александра Невского славного 96-го Омского полка города Пскова был выстроен за 14 месяцев и освящен в 1908 году.По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия под руководством Настоятеля протоиерия Олега Тэора храм, пострадав от времен лихолетия, с большими трудностями был возвращен Церкви и отремонтирован. 
 
 
На протоиерия Олега возложина роль духовного пастыря окормлять воинов Псковской епархии и Большую атомную подводную лодку "Псков" на Северном флоте. Осуществляется миссионерская деятельность по возрождению православных традиций в армии, воспитание патриотизма и воинской доблести, посещение раненых в госпиталях, в "горячих точках" - Югославия, Чечня. 
В 2000 году храм Александра Невского и протоиерей Олег были награждены благодарственными грамотами Министра Обороны Российской Федерации за участие в возрождении духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству. 
Храм и Настоятель занесены в книгу "Золотая летопись славных дел к 1100-летию города Пскова." 
 
Храм проводит издательскую деятельность. В 2001 году был выпущен сборник стихов, посвященных погибшим воинам 6-ой роты Псковских десантников. Издательский отдел храма осуществил компьютерную графику всех портретов погибших военных десантников Псковской воздушно-десантной дивизии, легендарной 6-ой роты, а также десантников со всей России с 1994 года, погибших в 1-ую и 2-ую чеченских войнах. В 2004 году вышла книга "И вашим боем в нас стучат сердца" в память о всех погибших воинах-десантниках Российской Федерации. На стенах храма увековечены имена погибших псковских десантников. При взаимодействии с бывшим командующим ВДВ России генерал-полковником Шпаком Г.И., ныне губернатором Рязанской области и его супруги в храме оформляется архив по погибшим десантникам, ведется переписка с их родителями. Храм оказал помощь командованию дивизии в издательстве книг: альбома "Шаг в бессмертие", "70 лет ВДВ", и "ВДВ России". 
 
 
Храмом ведется большая благотворительная работа по оказанию материальной помощи воинам. 
Протоиерей Олег участвует с военными и преподавателями в Москве в ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях с докладом "О взаимодействии Церкви и Армии" на примере Псковского воинского храма святого Александра Невского. Ежедневно поминаются имена всех убиенных воинов нашего Отечества и всех ныне несущих службу псковских десантников в Чеченской республике. Каждый четверг в храме служится молебен о мире в Сербии и Чечне.
 
 
 
Остров Залита на Псковском озере - часть Талабского архипелага - известен всему миру. Прославился он благодаря святой жизни старца протоиерея Николая Гурьянова, жившего на этом острове более 50 лет и служившего в храме св. Николая. Его называли «живым святым». Затворник с Залита предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя, гибель атомных лодок "Комсомолец" и "Курск". Об особом духовном зрении батюшки - так его называли на острове - слагают легенды. По фотографиям он отыскивал без вести пропавших людей, вызволял из бандитского плена заложников, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей. Репутация чудотворца к нему пришла тогда, когда старца отыскал спасшийся с атомной подлодки "Комсомолец" Игорь Столяров. Спустя годы невесть как уцелевший в страшной аварии моряк из Сибири приехал на Залиту. И сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: "Плыви, я молюсь за тебя, спасешься". И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспела береговая охрана и спасатели".
Один из самых известных в современном русском православии 93-летний старец - протоиерей Николай Гурьянов скончался 24 августа 2002 года на острове Залита в Псковском озере.
Сегодня остров Залит своим необычным укладом привлекает все больше туристов. Культовое место среди паломников – могила отца Николая.
В храме святого Николая находится икона, которая считается главной святыней для островитян – чудотворная Смоленская икона Божией Матери.
 
 
 
При жизни старца Николая называли «живым святым». Затворник с Залита предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя, гибель атомных лодок "Комсомолец" и "Курск". Об особом духовном зрении батюшки - так его называли на острове - слагают легенды. По фотографиям он отыскивал без вести пропавших людей, вызволял из бандитского плена заложников, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей. Репутация чудотворца к нему пришла тогда, когда старца отыскал спасшийся с атомной подлодки "Комсомолец" Игорь Столяров. Спустя годы невесть как уцелевший в страшной аварии моряк из Сибири приехал на Залиту. И сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: "Плыви, я молюсь за тебя, спасешься". И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспела береговая охрана и спасатели".  
Родился он 26 мая 1910 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии в семье частного землевладельца. В 1926 году он закончил Гатчинское педагогическое училище, а в 1929 году получил неполное педагогическое образование в Ленинградском институте, из которого был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) в Рижском кафедральном Христорождественском соборе и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949 - 1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году попал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни.
 
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь
 
Основатель обители в Никандровой пустыни - преподобный Никандр, пустынножитель Псковский родился в селе Виделлебье в 1507 году. Преподобный Никандр был пострижен в монахи в Крыпецком монастыре после 15 лет пустынножительства. Однако, растущая слава его как целителя и провидца родила ревность в сердцах монахов, и преподобный Никандр вначале отошел от Крыпецкого монастыря на островок в 4-х километрах по болоту, где вырыл колодчик возле разбитого молнией камня. Однако, большой поток паломников не в монастырь, а на болото смущал игумна Крыпецкого монастыря, и он попросил преподобного Никандра удалиться прочь. Окончательным местом пустынножительства преподобный Никандр избрал место в лесу, где ныне и находится обитель. В 1574 году преподобный Никандр принял схиму в Рождественском монастыре (находился при впадении р. Демьянки в р. Шелонь). Преподобный Никандр умер 24 сентября 1581 года. Диакон Петр устроил над могилой преподобный Никандра в Никандровой пустыни церковь, положив тем самым начало обители.
 
 
В конце XIX в. Никандрова пустынь была богатым, процветающим монастырем. После октябрьского переворота 1917 года Никандрова пустынь была разорена большевиками, была центром крестьянского сопротивления против большевистского ига, была почти возрождена при немецкой оккупации, а затем снова разрушена самими немцами при отступлении. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию в Никандровой пустыни издавна почитавшихся на Руси святых источников, святых камней-следовиков и могучего дуба. 
Один из камней в Никандровой пустыни, почитавшийся святым, назывался «возглавница». По преданию, брус весом 38 фунтов (15 кг 200 гр.), состоявший из двух частей, соединенных железной кованой полосой. После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Cведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о "возглавнице" преподобного Никандра было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытаются отыскать его до сих пор.
Другой камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем "возглавницы" преподобного Никандра. На протяжении четырех веков паломники несли ему свои приношения в Никандрову пустынь: зерно, хлеб, ягоды. В средневековье объектом поклонения в Никандровой пустыни был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в.
 
 
Молитва святому преподобному Никандру Пустынножителю: О преподобне и достоблаженне отче наш Никандре! К тебе припадающе с любовию, молим тя, досточудне: настави и вразуми нас, раб Божиих (имена), ходити по стопам твоим: буди на пути сем избранный вождь нам, якоже древле Моисей бяше людем Израилевым. Испроси нам, отче, молитвами твоими у Христа Бога: да освятит благодатию Своею души и телеса наша, ум наш да просветит светом богопознания, совесть нашу от мертвых дел да очистит, от греховных же помышлений и губительнаго уныния да оградит и дарует нам искреннее покаяние, сердец сокрушение, слезное умиление, воздержание и трезвость, смиренномудрие и кротость, чистоту душевную и телесную, страннолюбие и друг ко другу нелицемерную любовь, яко да воспоем и прославим в Троице славимаго Единаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.
 
Святые источники Никандровой пустыни 
 
На территории Никандровой пустыни находятся несколько святых источников в одном из которых есть купель для окунания. Это самый сильный и строгий из всех известных автору святых источников на Северо-Западе, во имя преподобного Александра Свирского. Назван он в честь двукратном явлении преподобного Александра прп. Никандру. Вода в святом источнике голубого цвета, причем, и зимой, и летом температура воды в источнике + 6 градусов.
 
У въезда в Никандрову пустынь находится «глазной» источник. Вода в этом святом источнике целебна для глаз, но слишком торфяная для питья. Никандрова пустынь обладает и другими целебными источниками:
 
На юг и юго-запад от обители расположены Никандровский источник и источники свв. апп. Петра и Павла и Животворящего Креста Господня. Так, источник прп. Никандра, по преданию, был ископан самим преподобным и святой брал из источника воду для своих нужд. Источник свв. апп. Петра и Павла говорит о том, что мощи преподобного были обретены именно в праздник свв. первоверховных апостолов, и этот день особо почитался в обители. Источник Св. Креста говорит о том, что в пустыни была часовня в честь Св. Креста Господня. Вода в этих источниках Никандровой пустыни помогает при лечении бесплодия, способствует избавлению от алкогольной и наркотичсекой зависимости.
 
Вода в святом источнике голубая, радоновая, с постоянной температурой +4+ 6 градусов. Это самый строгий и сильный источник известный автору.
 
При окунании в святой источник все заготовленые мысли, путаются и моментально проявляется самое главное для вас. Купель глубокая - погружаешься с головой стоя. Вода выталивает наружу, нужно приложить усилие, чтобы окунуться.
 
 
Псково-Печорский (Успенский) мужской монастырь - один из наиболее богатых в России, расположен в Псковской области, почти на границе с Эстонией. Это самый западный монастырь в России.
Монастырь возник около середины XV века в пещерах, "богом зданных", т.е. естественного происхождения. Эти пещеры известны здесь с 1392г. В 1470г. иеромонах Иона построил церковь и освятил ее в 1473г. Позднее вокруг нее образовалась Печорская обитель. В XVI в. возник город Печоры, как посад у Псково-Печорского монастыря. 
Монастырь расположен в овраге, по дну которого протекает речка Каменец. После постройки в XVI в. крепостной стены с башнями он становится важным форпостом на западной границе России. Неоднократно в XVI - XVII вв. монастырь выдерживал осады польских и шведских войск.
 
 
Ансамбль монастыря составляют:
- крепостная стена, длиной около 700 м, с 9 башнями
- пещерная церковь Успения (1473г.)
- Благовещенская церковь (1541г.)
- надвратная Никольская церковь (1565г.)
- двухъярусная звонница (XVI- XVII вв.)
- святые ворота (XVI в.)
- большая звонница (XVI - XVIII вв.)
- ризница и библиотека (XVII в.)
- больничная Лазаревская церковь и кельи (XVIII в.)
- Покровская церковь (1759г.)
- Михайловский собор (1827г.)
- Сретенская церковь (1870г.)
- 7 пещер, являющихся монастырским кладбищем
Общая протяженность пещер около 200м.
Главный храм монастыря - Успенский с двумя приделами - Антония и Феодосия Печорских.
У входа в монастырь находятся деревянная и каменная церкви XIX в.
 
 
Псково-Печорская обитель была основана священником Иоанном из Юрьева (ныне Тарту) в XV веке. Тогда это было безлюдное место, покрытое лесом. Бывавшие здесь охотники, однако, видели молившегося на камне старца, слышали из лощины пение отшельников. О тех подвижниках мы ничего доподлинно не знаем, - предполагают, что они пришли из киевских пещер, да сохранилось лишь имя их духовного руководителя - Марк. Имя преподобного Марка возглавляющего ныне собор Псково-Печорских святых. Иоанн и его жена Мария, принявшая в иночестве имя Васса, и были первыми, если не считать Марка, насельниками этого святого места. Иона (таково было монашеское имя Иоанна) вырыл в песчаной горе церковь в имя Пресвятой Богородицы, ради Честнаго Ея Успения, здесь же он похоронил вскоре скончавшуюся свою жену, которая прежде, уже оказавшись в этих местах, была тяжело больна. Гроб с ее телом был захоронен в самой пещере, однако на следующий день Иона нашел его извлеченным наружу. Посоветовавшись с духовником, Иона решил было, что при отпевании было что-то упущено. Вассу отпели вторично и вновь ее тело было предано земле. Но и на следующее утро повторилось то же самое. Иона принял это как знак свыше и гроб был оставлен на поверхности. С того случая не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах: на протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предаются земле, а составляются в склепах друг на друга. В монастырском пещерном некрополе можно видеть склепы, до самых сводов заполненные ветхими почерневшими гробами, в то время как не замечено никаких признаков тления тел усопших. Сейчас в пещерах проделаны шесть длинных подземных галерей. Среди захороненных здесь - представители прославленных русских родов: Пушкиных, Назимовых, Бутурлиных, здесь покоятся родственники М. И. Кутузова, поэта А. Н. Плещеева, композитора М. П. Мусоргского.
 
 
После кончины преподобной Вассы к Ионе начали приходить другие подвижники. Его преемник иеромонах Мисаил поставил на самой горе деревянную церковь Антония и Феодосия Киево-Печорских, там же были срублены кельи насельников. Вскоре, однако, монастырь на горе (так называемый Ветхий) был сожжен людьми Ливонского Ордена. В 1520-х годах, при игумене Дорофее монастырь был перенесен к подножию горы, Успенская церковь расширена, устроен пещерный храм во имя преп. Антония и Феодосия. Была построена церковь во имя Сорока Севастийских мучеников, начато сооружение монастырской звонницы. Помощь монастырю в этом оказывал государев дьяк Мисюрь Мунехин - человек замечательной образованности и благочестия, оценивший и стратегическое значение Печор.
 
 
Мисюрь Мунехин оказывал покровительство и будущему игумену монастыря преподобномученику Корнилию, при котором обитель процветала: значительно возросло количество иноков, работали иконописная, плотницкая, керамическая мастерские, была собрана прекрасная библиотека. Здесь велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иоанном IV. Игумен Корнилий начал духовное просвещение чуди (эстов), - им были основаны храмы на юге Эстляндии, определены туда священники. Просвещение эстов, однако, было остановлено военными успехами немцев. При Корнилии, по указанию Иоанна Грозного вокруг монастыря была сооружена мощная каменная стена с девятью башнями и тремя воротами, а в монастыре построена каменная Благовещенская церковь и, для стрелецкого гарнизона, постоянно ведшего службу в крепости, - надвратная Никольская церковь, соединенная с боевой башней. Шла Ливонская война, а обитель находилась в пограничной области, часто подвергавшейся нападению с запада.
 
Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, как бы огибая лощину, на дне которой протекает ручей Каменец. Общая длинна стен 726 метров, их толщина 2 метра. Сегодня крепостные сооружения состоят из 9 башен. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители, славная героизмом ее защитников, - стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю. 
Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, - с покаянием о загубленном им игумене Корнилии, на которого в свое время пали мрачные подозрения мнительного царя. Четырежды здесь бывал Петр I. В память о посещавшей монастырь императрице Анне Иоанновне в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Александр I в 1822 году беседовал здесь с прозорливцем Лазарем. Николай II был здесь на богомолье в 1903 г. в 1911 году здесь молилась Великая княгиня Елизавета Феодоровна, спустя семь лет принявшая мученический венец.
 
 
В монастыре три почитаемые святыни - чудотворные иконы Божьей Матери - Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Образ Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии - в Михайловском соборе. 
Для хранения даров и вкладов в монастырь в конце XVII века была построена каменная Ризница, где ныне находится монастырская библиотека. В XVIII веке гора была облицована фасадом Успенской церкви, возведенном в стиле барокко. Увенчанный многоярусными куполами, расписанный фресками, он представляет собой лишь стену: сама церковь находится в горе. На нижней площадке монастыря находятся больничная церковь св. Лазаря, церковь во имя Сретения Господня, Братский корпус и двухэтажная Трапезная. На верхней площадке привлекают внимание необычные здесь монументальные портики и золотой купол храма Архистратига Божия Михаила Архангела, построенного в 1827 году на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года. За куполами Успенской церкви на горе, среди монастырского сада расположилась деревянная церковь Всех Псково-Печорских святых, отличающаяся благородным изяществом и простотой. В настоящее время в монастыре находится 11 церквей, три из которых - пещерные.
 
 
Псково-Печорский монастырь никогда не закрывался, - даже в самые страшные для Церкви годы. Послереволюционный его период не менее интересен, - монастырь вобрал в себя духовный цвет русской церкви. Сюда в 60-е годы приехали из Нововалаамского монастыря в Финляндии великие старцы, хранители духа старого Валаама, не согласные с введением в Финской Православной церкви нового календарного стиля. Здесь жил схииеромонах Сампсон Сиверс. Среди ярких личностей того времени следует отметить игумена Алипия (Воронова) - иконописца, писателя, прошедшего Великую Отечественную, оставившего после себя, кроме прочего, и замечательную коллекцию западно-европейской живописи. Много работал здесь выдающийся знаток иконы, сам блистательный иконописец архимандрит Зинон. В настоящее время среди подвизающихся в монастыре можно указать на глубокого и проникновенного проповедника архимандрита Иоанна Крестьянкина, одного из немногих в наше время носителей традиций духоносного старчества.
 
Валентин Мордасов.
 
19 июля 1998 года скончался и похоронен на погосте Камно под Псковом протоирей Валентин Мордасов.
Взращенный на традициях монашеских, был он семейным, неся при этом подвиги и тяготы старчества и духовничества, соразмерные монашеским. Прост и доступен был его слог, смирение сочетал он с нелицеприятием в деле спасения. Много лет в самые глухие безбожием времена собирал батюшка по крупицам советы святых на разные случаи жизни, в различных обстояниях и борениях со грехом для мирских и монашествующих. Выписывал в тетрадочки, и это помимо обычных для сельского священника дел. Сейчас выпущена книга по этим записям "Крупицы духовной мудрости", а тогда листки переписывали вручную батюшка с матушкой Александрой и несколькими прихожанками. Иногда удавалось использовать ксерокс, далёкий от современных стандартов. Но как велика была тяга и любовь народа ко всему духовному, что почитали за счастье получить из рук отца Валентина крохотный листок, убористо исписанный цитатами из св.отцов или сероватую бумажку с еле проступающими в оттиске буквами драгоценных духовных наставлений.
 
 
Позже, когда стало полегче с книгами, батюшка любил дарить прихожанам тонкие брошюрки с краткими и ёмкими изречениями и поучениями, по разным вопросам, порою проявляя провидческий талант в выборе подарка. Точно так же, как и в чтении для каждого помазываемого на вечерней службе. Этот благочестивый обычай вошёл прочно в жизнь прихожан Старого Изборска, где поначалу служил он, а после КамнО и многих приходов города Пскова и окрестностей, в которых трудились его духовные чада-священники.
 
По молитвам батюшки Валентина многие бросали страсть пьянства, исцелялись в источнике поблизости от заболеваний опорно-двигательного аппарата и прочих. Но, самое главное, ко многим приходило живое чувство общения с Богом, близкой помощи святых, осознание грехов и деятельное желание исправления жизни. 
Нельзя обойти молчанием тот факт, что борьба с силами лукавых бесов, ведОмая каждым христианином, была подкрепляема молитвами запрещения и задержания, которые читал протоиерей Валентин, совершая молебны о здравии духовно болящих.
 
Многие бесноватые и одержимые исцелевали от одного присутствия и смиренной молчаливой молитвы батюшки. Хотя он всегда прибегал к святыне: освящённым маслу, воде, прикладывал нас к мироточивой иконе Божией Матери. При этом, наставляя каяться, причащаться и исправляться. 
 
Теперь на его могилке по духовному завещанию все, кто знает и любит отца Валентина, совершают правило прп.Серафима Саровского. Описаны несколько случаев посмертной помощи батюшки своим духовным чадам(свидетельствую и я об исцелении скором от приступа аппендицита по пути на службу в годовщину смерти о.Валентина)
Вслед за батюшкой скончалась и матушка Александра, схимонахиня Мария.
 
Когда-то давно супруги потеряли единственного сына Михаила, служившего иподиаконом и утонувшего после одной из служб. Горе их было тяжким испытанием. Но теперь ясно, что выдержали они испытание с честью. 
 
 
В 1998 году погребен он был на праздник Казанской иконы Богородицы. Так Царица Небесная простёрла ему Свой Покров, а нам явила милость Божию даже и в смерти праведного. В тот день разразилась буря и гроза, но ко гробу процессия шла уже под очистившимися небесами. Странное умиротворение и покой ощутили многие тогда, хотя смерть наложила скорбный отпечаток на мысли духовных его чад. И всё же, тишина и безмятежие такой смерти оставили светлое впечатление, заставили задуматься и вспомнить, чем же смиренный священник заслужил такую кончину, и как нам приблизиться хотя бы к тому источнику добродетели и ревности по Бозе, которым он был при жизни и является по смерти, которую с искренним чувством можно назвать преставлением.
Почил... Вот те мысли и чувства, с которыми я каждый раз в день очередной годовщины этого события приближаюсь к храму Георгия Победоносца:
Память Вечную поют те, чья память миром не помрачается, чьи сердца в созерцании Вечного Света трепещут и радуются. От малодушия и маловерия мы плохо замечаем и часто не понимаем добро. А от себялюбия плохо помним его.
 
Вечная Слава иногда от нас сокрыта и нам неведома, а демоны её трепещут и бегут. Вечная же Память бежит от временных затей, шумихи и фанфар. (Мысли при погребении протоиерея Валентина Мордасова - Жизнь в памятовании о смерти... Умер в Жизнь Вечную... ещё здесь, на земле. И при жизни не был обласкан, и бежал от славы временной, человеческой, так, что иной раз юродивым слыл)
Поучимся у него смирению. Как я давно не была на могилке его в КамнО, не купалась в источнике, не заходила в храм св. Георгия Победоносца! Веру укрепляет не признание других людей, пусть даже и священный сан носящих. Весь вопрос - к чему стремление наше - к временной славе и признанию или всё-таки к Вечной Славе и Вечной Памяти...

 

Погост Выбуты церковь Святого Пророка Божия Илии.
 
Село Выбуты - родина Святой равноапостольной великой княгини Ольги. В окрестностях этого села из поколения в поколение местные жители показывали те или иные места и называли их Ольгин камень, Ольгины ворота, Ольгин дворец, Ольгина церковь, Ольгины слуды. Источник на берегу реки Великой до наших дней носит название Ольгин ключ, вода в нем считается целебной. Недалеко отсюда, на берегу реки Черёхи, село Буденик (современное название Будник), предполагаемая родина Святого Крестителя Руси князя Владимира.
 
 
Ильинская церковь каменная, построена из плиты в XY веке. Двухпролетная звонница построена в XYI - XYIIвеках. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона Святого пророка Ильи из церкви в Выбутах, датированная XIIIвеком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. На ней четыре колокола: первый весом 17 п. с надписью: «1836 года старанием священника Иродиона Кудрявцева»; второй весом 11 п. 9 ф. с надписью «Старосты Илии Анисимова»; третий - 1 п. 20 ф.; четвертый без обозначения веса. В 1875 году маловместительный холодный придел Святого Николая на средства прихожан перестроен в теплый, при этом увеличен вдвое. Увеличен также и притвор. В 1898 году для укрепления алтаря церкви по совету архитектора г. Пскова Нестурха сделаны два каменных упора и подобран бут. 11 июля 1878 года на обедне в храме присутствовали сыновья Императора Александра Великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович и их двоюродные братья, Великие князья Константин Константинович (будущий поэт К.Р.) и Дмитрий Константинович. После окончания церковной службы они вместе с народом крестным ходом проследовали к Ольгину камню. Выслушав здесь краткое молебствие, они вернулись в погост, завтракали у местного священника, затем на крестьянских телегах отправились к месту переправы через реку Великую. Переправившись на другой берег, великие князья, несмотря на начавшийся дождь, занимались раскопками древних курганов. Работы прекратились только из-за надвигавшейся темноты. В Псков они вернулись поздно вечером.
 
Престолов в церкви два: главный - во имя Святого пророка Божия Илии, придельный - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Близ церкви находится кладбище.
 
16 марта 1896 года открыто приходское попечительство. С 1902 года при церкви действовало общество трезвости в честь Святого великомученика Пантелеимона. 6 января 1908 года основано братство во имя Иисуса Христа для оказания помощи бедным, бедствующим прихожанам. Больниц и богаделен в приходе не было. В приходе действовали две земские школы. Школа в селении Голодуша рядом с погостом открыта в 1881 году, в ней учились 48 учеников; в селении Труса школа открыта в 1882 году, в 1900 году обучались 102 ученика. 18 ноября 1895 года Император Николай II дал разрешение на открытие в Выбутском погосте, «на месте родины Святой княгини Ольги, женской второклассной приходской с церковью школы в честь перворожденной Августейшей дщери Их Императорских Величеств, Ея Императорского Высочества великой княжны Ольги Николаевны». В деревне Бабаево была школа ведомства императрицы Марии Императорского воспитательного дома. В приходе было девять часовен.
 
 
В 1888 году Псковским археологическим обществом вблизи погоста, на месте, называемом Ольгин камень, сооружена каменная часовня в память 1000-летия Святой княгини Ольги 11 июля 1883 года и 900-летия Крещения Руси Святым князем Владимиром 15 июля 1888 года. В часовне установлена икона Святой Ольги и Святого Владимира. Вторая каменная часовня сооружена в селении Выдор во имя Святой Преподобномученицы Анастасии, память которой празднуют 29 октября. В селении Покрутище - деревянная часовня Святителя Николая, две часовни в селении Снигирево: во имя Святой Преподобномученицы Анастасии и Святого Иоанна Крестителя. Деревянная часовня в селении Пятиново освящена в честь Святой Мученицы Параскевы, пятая часовня - в селении Барановка, в честь Святого Великомученика Димитрия; шестая часовня - в селении Решетово - во имя Покрова Божией Матери и седьмая часовня - в селении Неклочь - во имя Святого Архистратига Михаила.
 
В 1910 году в приходе было 3643 прихожанина.
 
Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой».
 
 
В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова.
 
В 1999 году в церкви начались богослужения. В настоящее время в церкви совершаются богослужения в субботу, воскресенье, а также в дни больших церковных праздников. Ольгинская часовня разрушена. В 1993 году перед Ильинским храмом установлен памятный знак, посвященный Святой Ольге. Селение Выбуты не сохранилось, вокруг дачи жителей города Пскова. По благословению архиепископа, ныне митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, настоятелем церкви с мая 1999 года является настоятель церкви Святого Александра Невского в городе Пскове протоиерей Олег Тэор.
 

Избоск

Словенские ключи или ключи Двенадцати апостолов

Удивительный природный и исторический памятник, навсегда слившийся с Изборском и заслуженно ставший одной из самых оригинальных и романтических достопримечательностей этой земли.
Мощные выходы ключевой воды из береговой террасы Городищенского озера, называемые издревле Словенскими ключами, расположены недалеко от стен крепости. Тропа, идущая со склона Жеравьей горы от башни Луковка, через пару сотен метров по тенистой аллее приведет к крутому спуску в прибрежную лощину Городищенского озера, где у самой кромки воды из известняковой породы высокого берега исходят ключевые потоки. Это источники карстово-трещинного типа. Забор воды осуществляется на территории трех-четырех километров. Проходя через известняк и слои глины, вода фильтруется, очищается, но в ней остается много кальция и минеральных солей. Минерализация воды достаточно велика.


О целительной силе ледяной в любую жару воды Словенских ключей давно ходят легенды. По рассказам старожилов - даже глоток воды из ключей наполняет человека силой земли. И каждая из двенадцати ключевых струй обладает собственной чудодейственной энергией и носит свое название, так, один из источников называют "Девичьи слезы"... А все двенадцать струй зовут "Рекой жизни". Чтобы укрепить здоровье, получить заряд бодрости, мудрость предков, смелость и отвагу, надо испить по глотку из всех источников, походить босыми ногами в потоках воды и плеснуть на лицо водяными струями. На это даже летом решаются далеко не все - такая холодная вода в Словенских ключах. Но смельчаки находятся и купаются в святой воде и зимой ... Ключи считаются святыми, и вода в них ежегодно в праздник Живоносного источника освящается Архиепископом Псковским и Великолукским.
Потоки ледяной воды , выходящие из земли, были замечены еще первыми славянами, поселившимися когда - то на Труворовом городище. Многие поколения людей, живших в этих краях, сохранили ключи, пронесли через века историческое имя, которое стоит в одном ряду с такими древними названиями, как Словенское поле и Словенск.
Еще в начале 20 века стояла на Словенских ключах водяная мельница и рядом с ней усадьба мельника. Но до наших дней от этого комплекса небольших построек практически ничего не сохранилось, только развалины - немые свидетели былой жизни.


Всего же на ключах по склону озера размещалось семь мельниц - их следы также обнаружены. Такое обилие мельниц не удивительно, ведь можность источника велика: ежесекундно на поверхность выходит до трех с половиной литров воды. В планах Изборского музея-заповедника восстановить хотя бы одну из водяных мельниц.
«На левом склоне долины подземные воды верхней карбонатной породы толщи саргаевского горизонта выходят на поверхность в виде многочисленных нисходящих и восходящих источников. Они имеют высокую водообильность 1,0 – 3,5 л/сек. Особенно живописная группа карстовых источников числом более 10 наблюдается возле Городищенского озера, получившая название «Славянские источники». Весной расход источников резко возрастает, и они образуют каскад водопадов. В прошлом энергию этих источников использовали водяной мельницей.»


Карта тура


Протяженность маршрута: 765.737 км