Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

  Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы.
Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.
 
 
  В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Первой игуменьей монастыря была Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцева. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.
Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.
  3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.
  Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому собору XVII века.
Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.
  По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.
С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.
  В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося тремя годами ранее митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы. Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.
 
 
  Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.
  Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, С. П. Боткин, Н. А. Римский-Корсаков и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов.
Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма церковноприходской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.
 
  Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года — лавра).
  Первое упоминание в документах — июль 1710 года, когда Пётр I, осмотрев место близ Чёрной речки (нынешняя речка Монастырка), издал приказ строить здесь Александро-Невский монастырь. Это место считалось предполагаемым местом победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве. Существуют источники, что этот монастырь заложил сам царь Пётр.
 
 
  Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713. Проект комплекса лавры был разработан в 1715 году архитектором Д. Трезини. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.
  После основания монастыря вокруг возник городок, в котором находились слободы с деревянными домами для работников и слуг, был разбит сад и огород, которые кормили Лавру. Были построены многочисленные строения — кузница, столярная мастерская, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница. Произведённое и выращенное хранилось в погребах и торговалось через торговые лавки.
  В 1720 году была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726 году преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797 году, при Павле I, получившая статус Духовной Академии.
  29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в Петербург 30 августа 1724 года, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. 12 мая 1922 года, в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами Александра Невского; серебряная рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж. 15 ноября 1922 года мощи были переданы в фонды Государственного музея истории религии и атеизма; 3 июня 1989 года возвращены в Троицкий собор Лавры.
  С учреждением в 1742 году Санкт-Петербургской епархии её правящие архиереи стали Священноархимандритами (настоятелями) монастыря.
  В 1797 году указом Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.
В 1909 году образован музей — Древлехранилище лавры.
 
 
  В 1918 году монастырь формально упразднён, но явочным порядком продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но в октябре 1923 года, по прибытии в Петроград новопоставленного Патриархом Тихоном викарного епископа Мануила (Лемешевского) 29 сентября 1923 года, примкнула к «Тихоновской» Церкви. Временный Патриарший Синод 10 октября 1933 года рассматривал «предложение Преосвященного Заместителя о необходимости ввиду того, что в настоящее время Александро-Невская Лавра существует уже не как монастырь, а как приход, и вследствие этого митрополиту Ленинградскому [новоназначенному Алексию (Симанскому) ] не присвоено наименование Священноархимандрита Лавры, — изменить положение Лавры и в других частях, освободив Преосвященного викария епископа Лужского Амвросия от звания наместника Лавры и поручить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании» и постановил: «Преосвященного викария Ленинградской епархии епископа Лужского Амвросия (Либина) освободить от звания наместника Александро-Невской Лавры и предложить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании».
 Троицкий собор был закрыт в 1934 году; в январе 1936 года была закрыта последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь.
  В 1957 году возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским.
  В 1996 году начался процесс возрождения монашеской общины.
 
 
  С 1996 года наместник Лавры — архимандрит (с 2009 года — епископ) Назарий (Лавриненко).
  3 ноября 1997 года приходское собрание Троицкого собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь.
Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18 апреля 2000 года.
  В 1999 году при Александро-Невской Лавре была создана паломническая служба, осуществляющая православные паломнические поездки по храмам и монастырям Санкт-Петербурга, Ленинградской области (Александро-Свирский, Введено-Оятский, Тихвинский монастыри, Вырицу,Кронштадт, о.Валаам, Соловки), России (Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь, Дивеево, Оптина Пустынь), на Святую Землю, к святыням Европы, Греции, Финляндии, Синая, Турции(Каппадокии, Стамбул). Занимается организацией индивидуальных посещений Святой горы Афон.
  С начала 2000-х годов Лавра сотрудничает с компанией «Петрохолод — пищевые технологии»: к 20 июня 2007 года с помощью компании завершена реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста.
  Троицкий собор, строительством которого с 1719 года занимались сначала Т. Швертфегер (его сооружение было разобрано в 1753—1755 гг.), а затем И. Е. Старов, — образец раннего классицизма. Освящён 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители.
Благовещенская церковь (1717—1724 гг.)
Троицкий собор (1776—1790 гг.)
Феодоровская церковь (1742—1750 гг.)
Духовская церковь и корпус (1822 г.)
Церковь св. блгв. кн. Феодора Ярославича (1770 г.; перестроена 1840 г.)
Никольская церковь (1871 г.).
 
 
  Спасо-Преображенский собор (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.
Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.
  От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).
Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.
 
 
  12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».
8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.
В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён митрополитом Серафимом 5 (17) августа 1829 года. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).
При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.
  После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.
С 1922 до 1926 (Союз Церковного Возрождения Антонина Грановского) и с 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.
В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.
 
 
  Святыни и реликвии:
  Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое (подставке для книг) у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Эта икона была написана знаменитым московским иконописцем С. Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании. На аналое у левого клироса лежит другая чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это — копия с чудотворной иконы из московского храма Преображения Господня на Большой Ордынке, сделанная в 1711 году по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны в память о спасении русской армии во время Прутского похода. Она была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1932 году из закрытой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице.
  В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах — бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.
  С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.
 
  Кронштадт (от нем. Krone — корона и Stadt — город) — город-порт в России, расположенный на острове Котлине и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Является единственным муниципальным образованием Кроншта́дтского райо́на города федерального значения Санкт-Петербург.
Население — 43 005 жителей (2010).
 
 
  До 1983 года попасть на остров можно было только водным путём. В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений (КЗС), с северным и южным берегом Финского залива. 12 августа 2011 года был открыт двухкилометровый тоннель под Финским заливом, строительство которого осуществлялось в рамках возведения КЗС, включающего в себя два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами и 11 защитными дамбами, 25-километровый участок автомобильной дорогой (частью КАД).
  В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы. В мае 2013 года Банк России выпускает памятную монету из серии "Города воинской славы" с гербом Кронштадта.
 
 
Храмы Кронштадта представляли собой не только места богослужений, но и являлись хранителями реликвий боевой славы русского флота. До 1917 года в городе имелось около 30 православных храмов, две лютеранские церкви, одна католическая и одна старообрядческая, а также мечеть и синагога.
 - Андреевский собор (уничтожен, часовня восстановлена)
 - Собор Владимирской иконы Божией Матери
 - Морской Никольский собор
 - Воздвиженская церковь
 - Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»

 

  Свято-Иоанновский монастырь на Карповке — православный ставропигиальный женский монастырь на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Основан прав. Иоанном Кронштадтским и назван в честь преп. Иоанна Рыльского, его духовного покровителя. Здесь в храме-усыпальнице покоятся мощи прав. Иоанна Кронштадского.
Построен в неовизантийском стиле по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова.
  Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богословской женской общины, созданной Иоанном Сергиевым в своём родном селе Сура. 8 мая 1900 года было освящено место для подворья; 16 сентября того же года епископ Ямбургский Борис (Плотников) совершил его закладку.
 
 
В 1901 году община получила статус монастыря, а подворье стало самостоятельной обителью.
  Нижний храм прп. Иоанна Рыльского собора Двунадесяти апостолов был освящён 17 января 1901 года о. Иоанном Кронштадтским; главный храм, занимающий два верхних этажа, освящён 17 ноября 1902 года митрополитом Антонием (Вадковский) при участии о. Иоанна.
  В период с 1903 года по 1908 год был завершён строительством пятиэтажный дом для причта и желающих жить при монастыре, здание лазарета, иконописной и рукодельной мастерских и келий; в подвальном этаже храма возведена церковь-усыпальница, освящённая благочинным Александро-Невской лавры архимандритом Макарием во имя пророка Илии и св. царицы Феодоры (небесных покровителей родителей протоиерея Иоанна) 21 декабря 1908 года — на следующий после кончины о. Иоанна день.
  Вскоре по смерти устроителя монастыря, в январе 1909 года, Святейший Синод опубликовал рескрипт от 12 января того же года императора Николая II на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) и вынесенное Синодом во исполнение оного определение от 15 января, которым, в частности, «Иоанно-Богословский в С.-Петербурге женский монастырь, в коем покоится ныне тело почившего» возводился в степень первоклассного.
 
 
  В 1919 обитель была обращена в трудовую коммуну, в 1923 году — ликвидирована (сестры жили в ней ещё три года). После захвата в 1922 году епархиального управления в Петрограде сторонниками обновленчества, община обители примкнула к так называемой Петроградской автокефалии, во главе которой после ссылки архиепископа Алексия (Симанского) стал епископ Николай (Ярушевич). После ареста и ссылки последнего, 12 мая 1923 года, под давлением властей, движимое и недвижимое имущество монастыря было передано обновленческой общине (двадцатке); 19 мая того же года губисполком принял решение о ликвидации монастыря, что удалось осуществить только в ноябре (ввиду протестов обновленческого руководства)
Здания монастыря переданы мелиоративному техникуму; в марте 1926 года был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна. Почти все монахини были в начале 30-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.
  В ноябре 1989 года монастырь передан епархии и открыт как подворье Пюхтицкого монастыря; 1 ноября, в день рождения отца Иоанна, состоялось освящение нижнего храма во имя святого Иоанна Рыльского.
  12 июля 1991 года, в день престольного праздника, Патриархом Алексием II был освящён верхний храм во имя Двенадцати Апостолов.
Является ставропигиальным с 25 декабря 1991 года.
 
 
  Никольский морской собор (официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
  Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Богдан Сойко.
 
  Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского (ныне Грибоедова) и Крюкова каналов.
 
 
 
  В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».
  Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.
  Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.
 
  Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.
  В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибших при Цусиме, созданный по проекту морского офицера князя Путятина. При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В дни блокады Ленинграда в помещении, устроенном на хорах собора, жил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).
В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня.
 
 
  19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм также были возвращены святыни — старинные, византийской традиции, иконы живописцев Колокольниковых и ковчег с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников.
  В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам АПЛ «Комсомолец» и других затонувших советских субмарин. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков АПЛ «Курск».
  Собор повлиял на топонимику города и дал свое имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки.
 
 
  Андреевский собор (официальное название — собор святого апостола Андрея Первозванного) — действующий православный собор на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6-ой линии, памятник архитектуры XVIII века. От Андреевского собора происходит название Андреевского рынка.
 
  Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Михаил Мокрополов.
 
 
 
  Смоленское кладбище — православное кладбище в Санкт-Петербурге. Располагается в западной части города на Васильевском острове возле реки Смоленки. Учреждено в 1756 году по указу Сената. На другом берегу Смоленки, на острове Декабристов расположены Смоленское братское (блокадное) кладбище "Остров Декабристов", Смоленское лютеранское и Смоленское армянское кладбища.
 
  В первые годы строительства Санкт-Петербурга на этом месте хоронили плотников и землекопов-выходцев из Смоленской губернии. В 1756 году на кладбище была также построена Смоленская церковь.
 
  На кладбище захоронены многие выдающиеся деятели русской науки и искусства. Здесь находилась первая могила Тараса Шевченко, затем его прах был перенесён на Украину в Канев. Здесь в 1921 году похоронен Александр Блок, в честь него на кладбище названа Блоковская дорожка. Считается, что именно здесь похоронена няня А. С. Пушкина (об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя могилы в настоящее время не имеется). Здесь же похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская, над могилой которой по проекту архитектора А. А. Всеславина в 1902 году была возведена часовня.
 
 
 
  Святая блаженная Ксения Петербургская (Ксения Григорьевна Петрова) — русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами. Скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года.
 
  Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим – Андреем Фёдоровичем Петровым, и жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт – Петербурге. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфиевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла.
Дом Ксении и Андрея Петровых находился на Лахтинской улице: по одним сведениям, между домами 15 и 19, по другим — вблизи Большого проспекта П. С. Став на путь юродства, Ксения откликалась только на имя своего мужа, и местные жители назвали улицу, где находился их дом, «улицей Андрея Петрова». (Название Лахтинская она получила в 1877 году).
 
  В 1978 году была канонизирована Русской православной церковью заграницей.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Память празднуется 6 февраля (н.ст.)/24 января (ст.ст.) и 6 июня (н.ст.)/24 мая (прославление).
 
  На иконах Ксения изображается в юбке с платком на плечах и платком на голове, опираясь левой рукой на клюку. На заднем плане изображаются Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище. Одета Ксения Петербургская, как правило, в красную юбку и зелёную кофту, либо наоборот.
 
 
  На могиле её (на Смоленском кладбище) в 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была воздвигнута просторная каменная часовня, которая сменила малую часовню, сооруженную в 3-й четверти XIX века. Часовня Блаженной Ксении по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных паломников.
 
  На стене часовни — мраморная плита, надпись на которой гласит:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьева жена певчего Андрея Федоровича.
Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год.
В 1794—1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви.
«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души.» Аминь.
 
 
 
 
  Собор Воскресения Христова на Крови́ или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
  Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
 
  1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.
Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.
  Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.
 
  Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.
 
 
  Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичник Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и др.
 
  Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома[2]. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
 
 
  27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
 
 
  В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
  В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
 
  Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
 
  Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
 
Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь 
 

Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь является хранителем одной из величайших святынь христианского мира – Тихвинской Явленной Чудотворной иконы Божией Матери, пребывающей на Тихвинской земле с 1383 года.


Великие князья и цари, а также Митрополиты Московские и всея Руси с благоговением осознавали значение этой Святыни в деле дальнейшего созидания Русской Церкви и Российского государства. В 1510 году великий князь Московский Василий III Иоаннович по благословению митрополита Московского Симона и архиепископа Новгородского Серапиона повелел, на пожертвованные им средства, построить для Тихвинской иконы каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. И этот храм, освященный ровно 500 лет назад в 1515 году, был создан по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Руководили работами по возведению нового собора Иван Фрязин (выходец из Италии, поступивший на службу к великому князю Московскому) и новгородец Дмитрий Сырков. По архитектуре Успенский собор Тихвинского Богородичного монастыря представляет собой пятиглавый храм с луковичными верхами, имеет в плане удлиненный четырехугольник с тремя полукружиями для алтаря. Он возводился из камня бутовой кладкой, своды собора также каменные, для их поддержки предусмотрены шесть четырехгранных столбов (два из которых находятся в алтаре).

Роспись храма принадлежит кисти известного мастера Логина Шустова. Хотя первоначальная роспись была сделана тихвинскими иконописцами еще в XVI и XVII веках, фрески Шустова (писанные с 1794 по 1797 годы) являются окончательными и хорошо сохранились до наших дней.

Иконостас Успенского собора имеет пять ярусов, создан в XVII столетии и является резным. Сейчас его наполняют преимущественно иконы современного письма, исторические же иконы пребывают в запасниках Государственного Русского музея.

Явленная Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тихвинской, размещается на правом столбе, здесь доступ к Святыне облегчает каменная лестница, устроенная в позднейшие времена на средства купеческой четы Бажановых.

Успенский собор имеет приделы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого пророка Илии, возведенные в первой половине ХVIII века и перестроены в 1820 году. Позднее, в 1823 году, к собору были пристроены помещения ризницы и библиотеки. Большое историческое значение имела паперть собора, созданная в XVI столетии – ее украшали надгробия выдающихся церковных и государственных деятелей, удостоившихся быть погребенными близ Тихвинской Святыни. К настоящему времени эти надгробия утрачены.

В эпоху строительства Успенского рядом с ним, как и в прежние времена, существовала монашеская община, именовавшаяся «монастырьком». Иноки неотступно жили у Тихвинской иконы, принимали паломников, но не имели подобающего статуса. Поэтому первый русский самодержец, государь и великий князь Иоанн Васильевич, понимая важность Тихвинской Святыни как покровительницы России и в особенности ее Северо-западных пределов, своим указом в 1560 году основал Успенский мужской монастырь, строившийся затем «государевой казною». И впредь все российские государи и великие князья, вплоть до последних представителей династии Романовых, считали своим долгом помолиться у Тихвинской иконы, посетить монастырь и подкрепить его своими пожертвованиями.

Старая Ладога

Достопримечательности Старой Ладоги – уникальные архитектурные ансамбли, хранящие память о яркой истории этого старинного города. Старая Ладога – город древней крепости, соборов и монастырей. Старая Ладога, достопримечательности которой насчитывают в своей истории почти тысячелетие, никого не ставят равнодушными. Так, например, великолепный Георгиевский собор в византийском стиле был построен в 1164 году. Другие достопримечательности Старой Ладоги — чуть позже. Сейчас город украшает древняя крепость, два монастыря, несколько соборов и уникальные сопки на окраине села. К сожалению, почти все достопримечательности Старой Ладоги находятся либо в плачевном состоянии, либо на реставрации. Там не менее, даже в таком виде они хороши, и сам город оставляет незабываемые впечатления.

1. Староладожская крепость

Старая Ладога - крепость

Крепость Старой Ладоги – это самая известная достопримечательность села. Несмотря на то, что древняя твердыня до наших дней в первозданном виде не сохранилась, Староладожская крепость активно реставрируется, а фактически – отстраивается заново.
Сейчас крепость со стороны города практически восстановлена и смотрится очень красиво. На территории крепости располагаются два красивых собора, а в крепостной башне – исторический музей Ладожской земли.

2. Георгиевский собор

Старая Ладога - Георгиевский собор

Георгиевский собор располагается на территории Староладожской крепости и является главным ее украшением. Он был построен в 12 веке в память о героической победе русских войск над шведами.

3. Никольский монастырь

 

Старая Ладога - Никольский монастырь

Староладожский Никольский монастырь – архитектурный ансамбль, несомненно, представляющий огромный интерес. По легенде, он был основан в 1240 году Александром Невским в память о победе в Невской битве.

На территории монастыря находится несколько красивых построек: церковь Святого Иоанна Златоуста, колокольня, Никольская церковь и ряд других. Все они реставрируются и скоро предстанут перед туристами во всем великолепии.

4. Успенский монастырь

Старая Ладога - Успенский собор

Успенский монастырь в Ладоге был основан примерно в пятнадцатом веке и навсегда вошел в историю России. Ведь здесь была заточена опальная жена Петра Первого — Евдокия Лопухина. Монастырь украшает чудесный Успенский собор, построенный еще в двенадцатом веке и являющийся одной из самых древних достопримечательностей Старой Ладоги.

А наибольшую духовную ценность для верующих представляет другая церковь монастыря – Крестовоздвиженская, где хранится несколько мощей святых.


5. Церковь Иоанна Предтечи

 

Старая Ладога - Церковь Иоанна Предтечи

Церковь рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе – еще одна незабываемая достопримечательность Старой Ладоги.

Яркие зеленые купола собора, выстроенного на возвышении, видны практически из любой точки села, и смотрятся очень живописно на берегу Волхова.

6. Курганы

Старая Ладога - сопки

Так называемые сопки в Старой Ладоге, больше напоминающие курганы, находятся уже за поселком, совсем недалеко от церкви Иоанна Предтечи.
Курганы, в одном из которых, по легенде, был захоронен Вещий Олег, привлекают к себе повышенное внимание и интерес туристов. Хотя на деле – это всего лишь несколько холмов на берегу Волхова.

Старая Ладога, достопримечательности которой известны на всю страну, – это совсем маленький поселок, протянувшийся вдоль Волхова примерно на три километра. Но достопримечательности Старой Ладоги делают село одним из самых интересных древних городов России.

 
 

Карта тура


Протяженность маршрута: 737.928 км