Дивеево - Муром - Суворово

Дивеево - Муром - Суворово

 

Дивеево.

Село возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения его названия. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю  с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.

Во второй половине XVIII века в Дивееве была построена небольшая деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Расположение села Дивеево на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь, найти в церкви приют и отдых. Под свой кров для отдыха храм принял и странницу Агафью Семёновну Мельгунову, которая в 1767 начала строить в Дивеево каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772 году). После освящения всех 3 приделов храма Агафья решила устроить общину. В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Всё необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушки Александры посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.

Одной из Дивеевских святынь является знаменитая Канавка Божьей Матери, находящаяся на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. По преданию Серафима Саровского, антихрист в последние времена не сможет преодолеть её.

 

Святые источники.

В окрестностях монастыря располагаются 6 святых источников, 5 из них находятся на территории Дивеево:

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери. При расчистке этого источника в советские годы была найдена Казанская икона Божией Матери.

Источник святого Пантелеимона.

Источник Матушки Александры. В 2003 году попечением коллектива Волгодонской АЭС источник был благоустроен, построены новые часовня и купальня.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери.
28 мая 2005 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием был заложен камень в основание приходской церкви в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.

Источник в честь иконы Божией Матери «Умиление» (местными жителями именуется: источник Умиление или источник Умиление Божьей Матери).

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка.

 

Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.
История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.
Поток паломников на этот источник с каждым годом растет. Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают еще большее число страждущих.

 

Муром. Святые Петр и Феврония Муромские.

 

Князь Петр победил "врага рода человеческого", появившегося в Муроме в образе страшного "блудного Змия" - оборотня. Святой сразил его легендарным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел. Спасла его от страшного недуга мудрая дева Феврония из деревни Ласково (под Рязанью). Князь обвенчался с ней в Муроме, но гордые бояре и завистливые их жены не желали иметь княгиню из простого звания. Раз за трапезой обвинили они княгиню за то, что крошки хлебные собирала она со стола. Но когда святая открыла ладонь, то "...абие посыпался у нее из рукава и фимиам и ладон, и поиде благоухание по всей полате, и просветися лице ея пачи меры". Когда же бояре потребовали выгнать Февронию, Петр последовал за своей изгнанной супругой. Утешая печаль супруга, Феврония показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в цветущие пышные деревья.

Вскоре град Муром постиг гнев Божий, многие погибли в боярской междоусобице и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно принимают монашеский постриг, получая новые имена - Давид и Евфросиния, завещают положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом воздух и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии.

Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди "положиша их во едином гробе". "И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша".

 

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре.



Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.

Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел". Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывает: " Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле". Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, несмотря на то что считалась начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку. В посту 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Батюшка прислал семян цветов для того, чтобы посадить их на канавке. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно. Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Русь создала сказание о Китеж-граде, и это была ее вековечная мечта - уйти от грешного мира, но здесь была не мечта, а истинная реальность, здесь было истинное богообщение небожителей с людьми. Здесь имели место истинные видения батюшки Серафима и других святых и праведных людей, здесь все жили духовной жизнью и духовными радостями. Здесь небо сходилось с землей. Здесь "шла брань с духами злобы поднебесной", которые всячески пугали подвижниц и тех, которые хотели следовать их путем. Даже паломники были стращаемы в темноте бесовскими явлениями, но всех ограждала благодать Божия, по молитвам батюшки Серафима и матушки Александры. Наш дорогой братчик однажды встретил на канавке фигуру в два этажа ростом и ужаснулся, но тотчас ужас сменился полным миром душевным - батюшка Серафим никого в обиду не давал. По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах нами были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, - башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились - это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно!

1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.

Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Святая Канавка
Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) – кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.

 

 

Село Суворово

 


Село Суворово Дивеевского района насчитывает всего 600 жителей. Но там было прославлено пять святых. В Успенской церкви села пребывают мощи четырех из них.

Десять лет назад в Суворове были обретены святые мощи расстрелянных 18 августа 1919 года новомучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Ежегодно в этот день их памяти сюда стекаются многочисленные паломники и духовенство. А в 2008 году в селе подняли мощи пятой святой – преподобноисповедницы Матроны (Власовой), которая 18 лет жизни провела в советских лагерях. В Успенской церкви находится только ее икона, а мощи перенесены в Казанскую церковь дивеевского монастыря. Село Суворово стоит на этих пяти молитвенных столпах, его жители и паломники явственно ощущают благодатную помощь святых, почитание которых растет год от года…

Все это имеет прямое отношение к каждому из нас. Ведь каждый может в молитве обратиться к новомученицам и через них получить какие-то дары от Бога… Незадолго до праздника мы побывали в Суворово, поклонились его святыням и побеседовали с заведующей православной библиотекой Галиной Золотаревой, которая усердно собирает все исторические документы и современные публикации, относящиеся к пузинским святым.

 

Храм и святыни

 



В Успенском храме уникальное сочетание престолов: центральный из них освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый – Сошествия Святого Духа на апостолов, а левый – Архистратига Михаила и Небесных Сил Бесплотных. Храм был освящен в 1847 году, строился более 20 лет. Закрывался с 1940 по 1991 год. В советское время здесь размещалась водонапорная башня, зернохранилище.

Когда храм открылся, жители понесли туда иконы. Много икон Божией Матери. Самый почитаемый образ – «Умягчение злых сердец», редкий образ «Не рыдай Мене, Мати». Икона «Млекопитательница» афонского письма попала сюда из Троицкой церкви села Смолино. При закрытии смолинской церкви староста не отдавала ключ, пыталась оказать сопротивление. Когда уполномоченные все же ворвались в храм, в ярости расчеркали икону. Эти следы, как рубцы, лучеобразно пересекают лик Пресвятой Богородицы. Точная копия чудотворной Владимирской Оранской иконы Божией Матери была принесена крестным ходом из Оранок. Оставшаяся в живых Дунина послушница Поля вспоминала, что именно этот образ являлся Дунюшке над их кельей во время молитвы.

В нашей округе много похожих икон. Например, образ «Спас на троне» – в точности такой же, как недавно отреставрированный из ризницы саровского монастыря. А большую икону прп. Серафима – не отличить от почитаемой иконы Преподобного из саровского храма Всех Святых, только она более сохранившаяся. Говорят, что ее подарили пузинцам за удачное выступление на смотре церковных хоров.

Главные святыни храма – мощи четырех новомучениц. Помню, как десять лет назад, 18 августа, когда только подняли мощи святых, их в простых раках, напоминающих дешевые шкафы, обносили крестным ходом вокруг храма. К каждой раке была прикреплена бумажка, подписанная фломастером. Нынешние красивые раки пожертвовал благодетель из Москвы, молитвами новомучениц исцеленный от болезни.

 





В храме собрано много икон Дунюшки с сестрами, написанных в разных местах и в разном стиле. Самую первую икону создала инокиня дивеевского монастыря Надежда (Красовицкая), она же составила акафист святым. Эта икона – самая лаконичная. Трое послушниц стоят на краю расстрельной ямы. В центре – Дария Тимагина держит на руках худенькую иссохшую Евдокию, которой было уже более 60-ти лет, обессилевшую от побоев. Другая Дария справа поддерживает Дунину голову, слева – Мария сосредоточена на молитве. Над ними – белый голубь с нисходящими лучами света, а позади – вся Россия, где брезжит рассвет будущего возрождения. И столько любви в этой простой иконе, в сдержанной цветовой гамме, в каждом повороте головы, что не передать словами.

Икона свв. мучениц с житийными клеймами была написана в Санкт-Петербурге в 2002 году, к годовщине поднятия мощей. Она – современная, радостно пасхальная, покрытая сусальным золотом. На раках с мощами стоит отдельная икона каждой мученицы, вышитая бисером Ларисой Кошминой из п. Сатис в благодарность святым за чудесное исцеление песочком с их могилы. В 1997 году она сильно обожгла глаза пламенем горелки, помочь ей никто не мог, мужа дома не было, на руках маленький ребенок. И тогда на помощь пришли пузинские новомученицы, в святость которых Лариса прежде не верила, смущалась описанием их жизни и подвигов. Этот случай описан в житии святых, изданном Серафимо-Дивеевским монастырем в 2001 году.

 



В храме выставлены для поклонения крест и св. Евангелие, принадлежавшие Дунюшке. Их вынес из кельи сельчанин Василий Синельников в то время, когда некоторые грабили Дунино имущество. За мародерство и за то, что жители не защитили святых, село Пуза выгорало три раза. То, что это случится, предсказала дивеевскаяя блаженная Мария Ивановна (Федина)…

Среди святынь села – могилка Дуни с сестрами, где происходило много исцелений и чудес. Рядом с ними была похоронена и преподобноисповедница Матрона (Власова). В селе есть источник св. Спиридона Тримифунтского, про который блаженная Мария Ивановна пророчествовала, что он никогда не иссякнет. Предполагаемое место Дуниной кельи освящено, поставлен поклонный крест. Сейчас там вместо улицы – чисто поле. Есть пророчества, что на месте Дуниной кельи возникнет храм и монашеская обитель.

На селе все годы память о Дунюшке с сестрами жила. В памятные дни по ним служили панихиды, накрывали столы. По воспоминаниям Марии Аникиной, устроившей поминки по Дунюшке прямо на колхозном току, на следующий день, 18 августа, у нее в огороде расцвела яблоня. Эти места вокруг Сарова и Дивеева настолько пропитаны духом православия, что выбить его из людей оказалось не под силу даже советской власти.

 

Книга отзывов



В Успенском храме есть тетради, где всякий может оставить свое свидетельство. Но местные жители стесняются писать о себе. В основном, записи оставляют приезжие…

03.11.07. «В 2005 году у меня заболел воспитанник Дмитрий – опухоль на стволе головного мозга. Он был парализован, его готовили к операции. Я зашел в храм и спросил у служащей там женщины (не знаю ее имени), как можно помочь мальчику. Она сказала, что если он поверит в исцеление и будет молиться святым мученицам о помощи, то исцелится. Дала мне кусочек материи, который был приложен к мощам, земельку с могилки мучениц, икону с их изображением. Мальчик молился и выполнял все, что ему сказали. Он совершенно выздоровел. Операцию отменили, так как опухоль исчезла, и не осталось никакого следа. Да хранит вас всех Господь. Евгений Ефремов, заслуженный тренер России по самбо, г.Нижний Новгород.»

22.10.05. «Я работала постоянно на послушании в Серафимо-Дивеевском монастыре (чистила картофель). У меня очень сильно разболелась рука. Неделю мучили сильнейшие боли. Приехала в Суворово. В слезах упала на могилку. На следующий день произошло чудо – боли как не бывало… А у моего брата Сергия произошло исцеление от недуга пьянства. Родные рассказывали, что он лежал при смерти. Я молилась Дунюшке, заказывала читать псалтырь у ее мощей. Теперь Сергий работает на восстановлении храма. Раба Божия Ольга».

Февраль 2007 года. «У моей двухлетней дочери была сильная простуда: кашель и три дня держалась температура 39 градусов. Никакие обычные средства не помогали. Тогда я решила приложить ее к мощам свв. мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Я помолилась у мощей об ее исцелении, и ее старшая четырехлетняя сестренка тоже попросила Дунюшку. Потом по благословению мы взяли маслице от лампадки св. Евдокии, помазали больной грудь и голову, потом помазали еще на ночь, дома. Утром она встала совершенно здоровая: жар прошел, и кашель через день-два совсем исчез. Благодарим Бога и свв. мучениц»...


Фото


Карта тура


Протяженность маршрута: 512.398 км