Ярославия – земля русской святости

Ярославия – земля русской святости

 

Свято-Введенский Толгский женский монастырь.

Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче.

Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.

Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена.


16 сентября 1392 года в Толгской обители было явлено чудо истечения от иконы Богоматери цельбоносного мира. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся миром, получили исцеление.

В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Сгорели кельи, ограда, пламя мгновенно объяло и церковь. Насельники ничего не смогли спасти из церковной утвари. Но когда пожар окончился, святую икону обрели вне монастыря, в лесу, совершенно невредимую и сияющую светом. Обитель не прекратила своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

В 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к посещению было путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На обратном пути царь остановился у Толги. Он много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Ноги у него укрепились и он смог встать с кресла, на котором его носили. Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который был впоследствии возведен при игумене Феодосии.

В Смутное время Толгская обитель была полностью разорена, однако чудотворная икона уцелела. 1612 год отмечен в летописи монастыря древнейшим из известных крестных ходов с Толгской иконой Богородицы в Ярославль, назначенный тогда сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы и Русского государства. От чрезвычайного стечения народа в городе началось моровое поветрие, гибли тысячи людей. Князь Дмитрий Пожарский, духовенство и власти города решили обратиться за помощью ко всегдашней Заступнице земли Русской и послали за Ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. Чудотворная икона была принесена и после всеградского крестного хода с ней болезнь утихла.

Ужасные стихийные бедствия — голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно. После поразительной благодатной помощи, полученной в тяжких бедах, постигших Ярославль в 1654-1657 годах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода с чудотворной Толгской иконой в Ярославль.

Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма.

Под соборным храмом находится также усыпальница почетных граждан города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие.

Монастырь обнесен каменной оградой, в которой устроено девять башен. Точное время ее построения неизвестно, предположительно — конец XVII века. К тому же времени или к началу XVIII века относят и сооружение еще одной церкви на территории монастыря - в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Церковь эта отличается своеобразным куполом. К ней был пристроен двухэтажный корпус, в котором по распоряжению светских властей с 1757 года жили на пропитании военные обер-, унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе. С 1793 года корпус обращен в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в этом корпусе были размещены классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище.

В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством.

В 1862 году сюда прибыл святитель Игнатий (Брянчанинов).

В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г).

В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан.

Возрождение обители началось в 1987 году.

26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день.

29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия.

В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри).

25 сентября 1988 года во время Божественной литургии в Спасском храме архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игумении.

 

На территории монастыря действуют следующие храмы:


Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1681-1683 гг.), летний. Престол освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном 20 августа 1992 года. Южный придел собора — в честь ярославских чудотворцев, благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина — освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 25 сентября 2009 года.


Крестовоздвиженский храм (1625 г.), зимний. Престолы храма и северного предела в честь Толгской иконы Божией Матери освящены 26 сентября 1999 года архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.


Храм в честь святой великомученицы Варвары. Устроен в 2006 году в восточной части подклета Крестовоздвиженского храма. Престол освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 16 декабря 2006 года.


Спасский храм, в честь Нерукотворного Образа Спасителя (нач. XVIII в.). Престол освящен 29 июля 1988 года архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном.
Никольский (надвратный) храм (1672 г.). Престол освящен 16 мая 1997 года архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.

Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых.

 

 

Свято-Успенский кафедральный собор



Успенский собор в Ярославле — в XVIII-XX вв. кафедральный храм Ростовско-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Восстановление храма началось в 2004 году.

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, который впоследствии был в нем похоронен, на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящен в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции, в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором.

В 1501 году случился пожар и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года.

После 1605 в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

 



Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казенную палату. В 1646 году был возведен и освящен одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казенное строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала, хотя и не сильно, в пожаре 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII в. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671-1674 годах.

С 1786 г. — кафедральный собор Ярославско-Ростовской епархии, в связи с переводом административного центра епархии в Ярославль.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году он был отдан под Биржу труда, с 1930 по 1937 год в нем размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н.Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

26 октября 2004 года был заложен новый Успенский собор на том же месте. Конкурс выиграл проект московского архитектора Алексея Денисова.

Новый собор не похож на взорванный. Площадь храма составляет около 2 тыс. м², вместимость — более 4 тыс. человек, высота до основания креста — 50 м, высота отдельно стоящей колокольни — 70 м. В цокольном этаже размещаются зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиепископа.

Престолы собора: Успения Пресвятой Богородицы, равноапостольного великого князя Владимира, благоверных князей Василия и Константина.

 

 

Казанский женский монастырь.



Ярославский Казанский женский монастырь основан в 1610 г. в память о чудном избавлении города от 24-х дневной осады польских захватчиков. Благодарные жители города по изволению защитившей Ярославль от интервентов Пресвятой Богородицы, построили храм в честь Ее иконы Ярославской-Казанской (явл. – 1588 г.), явившейся источником многих чудес и исцелений, а городу - «невидимо твердыня и стена паче всякия ограды и оружия от супротивных супостат». Здесь же на пожертвования горожан одновременно устроены келии для 72 монахинь сожженного поляками Ярославского Рождественского монастыря. Так, по предречению Царицы Небесной, на месте, где поставлена та икона, возникла «обитель велия на славу и на похвалу святому имени Моему и на прославление многим будущим чудесам от Мене».

 


В 1649 г., на пожертвования горожан на месте деревянной построена каменная Казанская летняя церковь с приделами во имя Свтт. Климента и Петра и во имя Прп. Параскевы Сербской. Царем Алексеем Михайловичем в 1659 г. определено обители жалование по рублю в год на старицу. В 1659 г. проживало 112 стариц, в 1710 г. - 132. До 1763 г. большая часть строений оставалась деревянной. Изначально монастырь не был общежительным - каждая старица жила своими средствами. С 1761 г. до г. Романова, а с 1807 г. - до г. Рыбинска ежегодно проводился крестный ход с чудотворной Казанской иконой. С 1764 г. монастырь причислен к разряду третьеклассных с 15 монашескими вакансиями, с 1802 г. принят общежительный устав. В 1795 г. к Казанской церкви пристроен зимний придел в честь Спаса Нерукотворного. С 1770 по 1850-е. гг. монастырь почти полностью отстроен в камне и занимал территорию квартала в 35500 кв. м. В 1828г. построена зимняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы с 4-х ярусной колокольней, с приделами во имя Свт. Николая и Св. Иоанна Предтечи. В 1881г. построена домовая церковь игуменского корпуса в честь Сретения Господня. На месте снесенной ветхой Казанской церкви, по проекту А. И. Мельникова, «на сумму доброхотных дателей», при игумений Маргарите (с 1806 по 1836 гг.) и игумении Екатерине (с 1836 по 1848 гг.), в 1835 - 1845 гг. построен и расписан Т. Медведевым и его артелью новый Казанский собор (памятник истории и культуры 1 п. 19в., позднего классицизма).

С 1610 по 1918 г. управляли обителью, сменяя друг друга, 29 игумений. В монастыре в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. - 232, в 1909 г. - 381. С 1859 г. штат увеличен до 30 монашеских вакансий, с 1893г. - до 40. С н. Х!Х в. монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, имевшей дипломы высшей степени, церковным пением большого монашеского хора (до 200 чел.), а так же выпечкой разнообразных просфор.

В мае 1837 г. посетил обитель, будучи еще цесаревичем, император Александр Николаевич (II). 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря сослужил Митрополиту Ионафану, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому, святой праведный Иоанн Крондштадтский. 7-8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавлял, будучи Архиепископом Ярославским и Ростовским, святитель Тихон (с 1917 по 1922 гг. Патриарх всея Руси). В 1916 г. 21, 22 окт. - в Казанском соборе служил святитель Агафангел, Архиепископ Ярославский и Ростовский, (с 1922 по 1926 гг. - патриарший местоблюститель).

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь упразднен, все имущество изъято, монахини направлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. С 1919 г. - по 1922 гг. на территории обители - концентрационный лагерь. В 1928г. в Казанском соборе на высоте 9 м. устроено железобетонное перекрытие для размещения Государственного архива Ярославской области. Покровский храм в 1930-е гг. переоборудован под библиотеку, а в 1948 г. под планетарий.

С 1998 г. в Казанском соборе вновь открыт женский монастырь и определена настоятельницей святой обители монахиня Толгского Свято-Введенского женского монастыря - Михаила. За 4 года монастырю переданы: Казанский собор, домовая Сретенская церковь, часть келейного корпуса.

Местночтимые святыни обители - чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной - золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г., и мощи Свт. Агафангела (27 сент. 1854г. - 16 окт. 1928г.) Митрополита Ярославского и Ростовского, Патриаршего Местоблюстителя, священноисповедника российского.

Настоятельница Казанского монастыря г. Ярославля игумения Михаила (Сафонова)

21 июля 2003 года Архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом был освящен поклонный Крест в память о трагических событиях в г. Ярославле 1918 года.

 

Кирилло-Афанасиевский монастырь.



Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально.В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор.

В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части - во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским.

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств.

В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики.

 

Церковь Ильи Пророка.


Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

 



Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

 

 

Церковь Спаса на Городу.



Церковь Спаса на Городу в Ярославле. Местные предания утверждают, что она - одна из самых древних в городе. Деньги на строительство каменного храма собрали прихожане - посадские люди. На огромной торговой площади, занимавшей значительную часть Земляного города, стоял нарядный храм Спаса на Городу.

«По местному преданию, церковь эта — одна из древнейших в Ярославле; она существовала еще при владетельных князьях, которые оставили в ней память своими приношениями... Первоначальные храмы были, конечно, деревянные; ныне же существующий каменный построен в 1672 году».

Церковь Спаса на Городу в Ярославле стоит у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли. Река в этом месте была границей ярославского посада, который в древности был всегда укреплен, сначала тыном из деревянных бревен, а в XVI-XVII веках — Земляным валом.

 



Церковь Спаса на Городу в Ярославле Северный фасад
Здесь находился древний торг Ярославля. Когда в XVI-XVII веках город разбогател, торговые ряды занимали огромную территорию — от границы Земляного вала вдоль берега Которосли до Ильинской площади и далее. Целый торговый город. Отсюда и название церкви — Спаса на Городу. Другое название, встречающееся крайне редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу.

Построена она на средства посадских людей по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Это крестовокупольный четырехстолпный храм, без подклета, с тремя апсидами, увенчанный пятью световыми главами. Эти большие главы на высоких барабанах равны по высоте основному зданию. Раньше церковь имела позакомарное покрытие, тогда пятиглавие над ним казалось еще более внушительным..

Храм Спаса на Городу имеет два придела — северный Архидиакона Стефана, шатровый, и южный Никольский придел, где находилась теплая церковь. Шатер северного придела окружен рядом кокошников и увенчан маленькой главкой.

К северо-западному углу церкви Спаса на Городу примыкает шатровая колокольня. Северная, первоначально открытая, невысокая галерея заканчивается с одной стороны шатровым приделом, с другой — шатровой колокольней. Ее проемы были заложены в 1680 году.

Северный фасад решен наиболее богато — ведь он был обращен к торговой площади. Раньше с юга церковь имела еще одно крыльцо. Композиция храма ассиметрична, он совершенно разный и очень живописен с любой точки осмотра.

Храм Спаса на Городу был расписан в 1693 г. Расписывали его 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, сыном известного русского мастера, оформлявшего Оружейную палату.

Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за 7 недель одного лета.

В 1831 г. южный Никольский придел церкви Спаса на Городу в Ярославле был перестроен в стиле классицизм с фигурным завершением в вида купола, уничтожено южное крыльцо. К западному фасаду пристроена новая паперть со входом, завершение четверика с позакомарного переделано на четырехскатное.

В 1918 г. во время мятежа храм Спаса на Городу в Ярославле сильно пострадал. Росписи спасены П.Д. Барановским. В 1919-1920 годах церковь отреставрировали. В 1926 году храм был закрыт и стал использоваться как склад. Конечно, росписи в этот «складской» период находились в небрежении. За ними уже не следили.

В июле 2003 года храм Спаса на Городу передан Ярославской Епархии. После 77 лет молчания здесь опять зазвонили колокола. Первая служба прошла в день престольного праздника, 14 августа, называемого в народе первым, медовым Спасом.


Карта тура


Протяженность маршрута: 309.645 км