Рязань святые места

Христорождественский собор — наиболее старая постройка Рязанского Кремля. В здании находятся мощи Святого Василия Рязанского. Является одним из двух (зимним) кафедральных соборов Рязанской епархии.

Файл:Cathedral of the Nativity Ryazan8.JPG

Белокаменная кладка в алтарной части датируется XV веком (при последней реставрации она освобождена от слоя штукатурки). В дальнейшем здание неоднократно подвергалось радикальным перестройкам. Современный облик здания эклектичен, в том числе имеются элементы барокко и классицизма.

До XVIII века собор назывался Успенским, но в связи с постройкой нового Успенского собора старый переименовали в Христорождественский.

 История музея "Древлехранилище"

11 декабря 1877 года было открыто епархиальное  Братство святителя Василия Рязанского. Тогда же созрела мысль о необходимости учреждения при Братстве церковно-археологического музея  – «Древлехранилища» «для хранения памятников церковной древности, собранных преимущественно в пределах Рязанской епархии».
Но официальное рождение «Древлехранилища» состоялось лишь еще через десятилетие. В конце 1899 года был выработан проект устава и святитель Мелетий (Якимов), который в то время возглавлял Рязанскую и Зарайскую кафедру, послал в Святейший Синод ходатайство об открытии музея и утверждении его устава. Святитель Мелетий отмечал, что при громадной ценности и значении памятников церковной старины, обычное хранение не «обеспечивало их от исчезновения». Он выражал озабоченность необходимостью надлежащего изучения «памятников церковных древностей Рязанской епархии».
После преставления святителя Мелетия († 14 января 1900 года), определением Святейшего Синода от 3-12 мая 1900 года, был утвержден устав «Древле­хранилища», а 9 июня того же года последовал указ императора из Святейшего Синода епископу Полиевкту: «в городе Рязани при Братстве св. Василия, Епископа Рязанского, учредить церковно-археологическое древлехранилище».


В 1900 году при Братстве святителя Василия Рязанского было учреждено церковно-археологическое «Древлехранилище». Но в первое десятилетие XX века дело далее «Решения об учреждении епархиального музея «Древлехранилище» и принятия его устава не пошло: не был решен вопрос о помещении для хранения музейных предметов. «Древлехранилище» все эти годы существовало только «на бумаге».
Лишь в 1911 году епископ  Рязанский и Зарайский Димитрий  (Сперовский) и Степан Дмитриевич Яхонтов, ученик В.О. Ключевского, выпускник Московской духовной академии, преподаватель курса «Церковной истории» в Рязанской духовной семинарии, в 1905-1918 гг. председатель Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК), а впоследствии первый директор ГАРО и первый директор Рязанского губернского музея взяли на себя заботу об организации работы епархиального музея. Личность епископа Димитрия, несомненно, сыграла решающую роль в судьбе «Древлехранилища». Именно он решил вопрос о подборе здания для Церковно-археологического хранилища, предложив для этой цели воспользоваться ризницей в Архиерейском доме.
Главным хранителем церковного музея епископ Димитрий утвердил С.Д. Яхонтова.
14 января 1914 года состоялось открытие Рязанского епархиального музея «Древлехранилище». На его первой экспозиции были представлены: древние антиминсы, священные сосуды, иконы, облачения, в том числе и архиерейские, грамоты, портреты, гравюры, некоторые бытовые вещи. К концу 1915 года в нем насчитывалось 1380 предметов. «Древлехранилище» было общедоступно – открыто для посещения в праздничные и воскресные дни.
После 1917 года судьба «Древлехранилища» была той же, что и ризниц монастырей, храмов, архиерейских домов по всей стране – часть предметов была изъята в «Гохран», часть поступила в Рязанский губернский музей, а что-то просто уничтожено.
Весной 2006 года Рязанская епархия в лице правящего архиерея - архиепископа Павла -решила возродить Рязанское епархиальное «Древле­хранилище», в том здании, где музей размещался прежде – в Архиерейском доме. 11 октября 2006 года Некоммерческое учреждение культуры «Церковный историко-археологический музей Рязанской епархии» (Древлехранилище) было зарегистрировано в качестве юридического лица.
В 2009 году Министерством культуры РФ была сформирована комиссия по подготовке передачи движимого имущества религиозного назначения из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Церковному историко-археологическому музею Рязанской епархии. Представители Рязанской епархии, работая в фондах РИАМЗ с книгами поступлений, выявили 1339 единиц хранения церковных ценностей, изъятых в годы гонений на Церковь из рязанских храмов и монастырей. Среди этого церковного имущества – и особо чтимые святыни из кафедральных соборов Рязанского кремля и Рязанского епархиального музея «Древлехранилище». После завершения сверки наличия этих предметов по благословению владыки Павла был сформирован первоочередной список, в который вошли 66 икон – чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии. По договору из государственного музейного фонда эти иконы были переданы «в пользование» для экспонирования в «Древлехранилище» и в богослужебных целях. Одновременно с этим велись реставрационные и подготовительные работы на втором и третьем этажах западной части Архиерейского дома, переданной Рязанской епархии, в которой на третьем этаже был возрожден домовый архиерейский храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
12 мая 2011 года Рязанской епархии был возвращен Архангельский собор, усыпальница Рязанских владык. Этот храм, включенный в состав епархиального музея, также готовился к принятию икон. Для этих помещений разрабатывались застекленные киоты и витрины с целью размещения в них передаваемых икон с тем, чтобы была возможность совершать богослужения в соборе и проводить экскурсии во внебогослужебное время.
В настоящее время в состав музея «Древле­хранилище» включены Архангельский собор и западная часть Архиерейского дома (2-3 этажи).
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 9 июня 2011 года и договора между РИАМЗ и Рязанской епархией, постановлением комиссии по передаче движимого имущества религиозного назначения от 26 августа 2011 года, Церковному историко-археологическому музею Рязанской епархии РПЦ («Древлехранилищу») были переданы 66 чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии образов в безвозмездное пользование для их хранения, экспонирования и использования в богослужебных целях. Они размещены в Архангельском соборе и в Архиерейском доме (2-й этаж и 3-й этажи).

Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Епархиальное подворье)

hram03

В 1788 году построена каменная пятиглавая с колокольней Новоямская Никольская церковь, в народе «Николо-Ямская», с главным престолом в честь святого Николая Чудотворца. В храме было ещё три придела: преподобного Мирона; в середине в арке над дверьми в церковь - придел во имя святого Григория Просветителя Великой Армении. В 1822 году была построена колокольня.
Николо-Ямская церковь, сама по себе очень высокая, - своими пятью главками и колокольней с православным крестом видна была за несколько вёрст, даже с реки Оки.
После 1917 года главки Николо-Ямской церкви, колокольня и старинный иконостас были разрушены. Колокола, иконы и вся церковная утварь реквизированы новыми властями. В святом храме устроен и долго действовал пивоваренный завод.
В 1992 году, очень поврежденная, Николо-Ямская церковь возвращена Рязанской епархии. Было начато восстановление. Храм являлся подворьем Свято-Иоанно-Богословского монастыря.
С ноября 2009 года Николо-Ямской храм является епархиальным подворьем. В здании церкви располагаются: православная библиотека, читальный зал, епархиальные учреждения.

 

Блаженная Любушка Рязанская

(1860 – 1921гг.)

 

Если мы с вами вдоль Рязанского кремля спустимся вниз, и выйдем к речке Лыбедь, которая в настоящее время почти вся протекает под землей и только внизу улицы Архиерейской (ныне ул. Рабочих) бежит небольшим и не очень чистым ручьем, то очутимся в одной из старейших частей города Рязани. Здесь когда-то была огромная Базарная площадь, на которой находились церкви Симеона Столпника и Входоиерусалимская. А за ними блестели купола Воскресенского, Благовещенского, Вознесенского храмов и кресты Казанского явленского женского монастыря.

Пройдемте на пл. Свободы… Свое название она получила после революции по известным событиям, а когда-то на этой площади находился один из красивейших храмов Рязани, который был взорван в 1954 году.

В народе храм называли храмом Воскресения Звонного,- уж очень удивительный звон колоколов был у храма и еще какие-то удивительные часы, о которых писал в своих воспоминаниях С.Д.Яхонтов.

Здесь на пересечении улиц Владимирской и Воскресенской (Ул. Свободы и пл. Свободы) в доме № 42\660 поселилась некогда семья Сухановских, приехавшая сюда из города Пронска. К сожалению, дом этот был снесен при строительстве четырехэтажных зданий на площади Свободы.

В 1881-1882 годах в доме этом проживала вдова пронская мещанка Мария Ивановна Сухановская с двумя дочерьми: Любой и Ольгой. Вот старшую-то дочку, Любушку, узнала и полюбила вся Рязань. «Любушка, Рязани голубушка» - поют в песне наши дети православной гимназии. Это о ней, жившей в нашем городе много лет назад, современные православные дети поют песни.

Кто же она такая, эта Любушка? Ведь прошло столько времени, а память об этой девушке не умерла. Каждый православный рязанец ответит: «Блаженная местночтимая святая Любовь Рязанская, молитвенница за нас перед Богом».

По архивным документам наконец-то после многих поисков удалось восстановить дату рождения Любови Сухановской. Она родилась в городе Рязани 28 августа (10 сентября по новому стилю)1852 года. Крещена была в храме Николы Долгошея священником этого храма Петром Дмитриевичем Павловым, отцом известного всему миру академика Ивана Петровича Павлова. По архивным документам восстановлено, что в семье пронского мещанина Сухановского Семена Ивановича и его законной жены Марии Ивановны кроме Любушки были еще дети: старшие сыновья - Василий и Григорий и дочь Ольга, рожденная в 1856 году в Пронске. Не долго прожил сын Григорий – он умер в 1855 году. В этом же году умер и Сухановский Иван Тихонович-отпущенник, дед по отцовской линии Любови Рязанской. Сам Семен Иванович не был богатым человеком. Чтобы прокормить семью, ему приходилось наниматься на разные работы, пришлось даже служить по питейной части.

Окладные книги мещан города Пронска и ревизские сказки говорят о том, что Сухановский Семен Иванович жил в городе Рязани, хотя причислен был к городу Пронску. Видимо, уже к 1880 году семья лишилась кормильца и вдова с двумя дочерьми поселилась во флигеле дома жены псаломщика Анисьи Александровны Лебедевой, что находился на углу улиц Владимирской (Свободы) и Воскресенской (пл. Свободы) № 42/660, а в 1873 году семья проживала во 2-м квартале Астраханской части города Рязани в строении № 5. Где этот тот дом - еще предстоит выяснить.

Старожилы г.Рязани утверждали, что проживала Любовь в приходе Благовещенского храма, но архивные документы свидетельствуют, (и от этого никуда не денешься!) что какое-то время семья проживала именно в этих домах. Скорее всего, люди помнят последние годы жизни Любови Рязанской, когда, скорее всего она проживала в доме своего духовного отца Добротворского Ивана Казмича, священника Входоиерусалимского храма.

Именно в этот храм к отцу Иоанну ходила Любушка и ее сестра Ольга на исповедь. Скорее всего, сестры после смерти матери проживали у священника, а дом его находился на улице Иерусалимской дом № 58\647, как раз против Благовещенского храма. Позднее в этом доме жил владыка Иувеналий (Масловский).

И еще архивные документы говорят о том, что семейство это было беднейшим в Рязани. О нем постоянно ходатайствовал перед местными властями о.Иоанн (Добротворский) священник Входоиерусалимского храма, чьими прихожанками было семейство Сухановских.

Те, кто знал Любушку, утверждали, «что она с детства воспаряла духом к Господу, а тело ее было расслаблено: в течение 15 лет она была лишена возможности двигаться, - стоять, ходить на своих ногах». Возможно, и уехали Сухановские из Пронска, чтобы быть поближе к святыням земли Рязанской: мощам Василия Рязанского, чудотворным иконам, одна из которых находилась в Казанском женском монастыре.

В 15 лет Любушке явился Св. Николай Чудотворец и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Ведь правда, промыслительно, что рожденная недалеко от храма Николая Чудотворца, крещенная в храме Николая Чудотворца, почитавшая безмерно св. Николая Чудотворца Любушка была им исцелена. С тех пор она стала ходить, а после трех лет затвора приняла на себя трудный подвиг юродства.

Блаженная Любовь посещала многие храмы Рязани. До нас дошли свидетельства и устные рассказы местных жителей, что она очень любила Казанский женский монастырь, где подолгу жила у некоторых инокинь и у игуменьи Екатерины.

Ее служение Богу и людям состояло в первую очередь в молитве за ближнего, в добром слове. Случалось порой, она заходила в чью-то лавочку и брала что-то из предметов. Хозяева не бранились, не устраивали скандалов, но были рады, так как знали: «Если Любушка зашла к ним в магазинчик или лавочку, торговля будет удачной».

То, что получала блаженная от людей, людям же и возвращала, только - неимущим. И удивляешься, и радуешься тому, что такая девушка жила у нас в Рязани. Ведь сама она была крайне бедна, а думала в первую очередь о ближнем. Но никто никогда при ее бедности не видел Любушку растрепанной и неопрятной. Всегда просто и чисто одета, всегда доброжелательна и несуетна. Как же духовно была она богата и щедра. И чиста.

Любушка обладала даром прозорливости, и все, что она предсказывала – сбывалось. О том есть множество свидетельств.

Умерла Любушка 21 февраля 1920 года. Вся православная Рязань пришла проститься с ней. Скорбно и радостно было горожанам. Скорбно, потому что оставила Любушка землю рязанскую, но и радостно: ведь перед Богом появилась еще одна заступница за нас, грешных.

Любушка помогала людям при жизни, помогает им и после ухода в другой мир. Она являлась не только рязанцам, но и москвичам, костромичам, нижегородцам по их усердным молитвам и просьбам, приносила исцеление душе и телу.

Ее святые мощи почивают в Николаямском храме, а частичка мощей - в одном из ее любимых храмов - Благовещенском.

И еще одно замечание, которое необходимо отметить. Дата рождения Любови Рязанской была обнаружена в архиве в день ее рождения. Поистине, дивны дела, Твои, Господи!

Тропарь

Любовью наречена была еси во святем крещении, Любовь Христову познала еси в житии, Богу и человеком любовию послуживши, дерзновение велие стяжала еси, тем же к тебе усердно прибегаем, из глубины сердец наших взывающе: молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая, даровати мирови мир и душам нашим велию милость.

Кондак

Святителем Христовым Николаем исцеленная и на служение Богу и людям им же благословенная, крест свой юродства с любовию до конца пронесшая, святая блаженная Любовь, не остави нас, почитающих святую память твою, предстоя в лике святых Престолу Пресвятыя Троицы, молися о благоденствии Отечества твоего и о спасении душ наших.

 Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь

Иоанно-Богословский монастырь и святой источник в Пощупово

 

Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани.
Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Иоанно-Богословский монастырь и святой источник в Пощупово


Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Павел (Пономарёв).

Пощупово

Итак, что же это за селение такое Пощупово? Само название произошло от «пощупать», другими словами проверить, что же там везут купцы за товар на баржах. Раньше это село называлось Богослов.
Свою известность Пощупово приобрело благодаря мужскому монастырю, который является памятником архитектуры конца XII или начала ХIII вв. По приданию, его основателями были греческие монахи– миссионеры, которые принесли в дар великому рязанскому князю от константинопольского патриарха икону апостола Иоанна Богослова.

Уникальным это место делают:
• Чудотворная икона Иоанна Богослова;
• Монастырский хлеб, квас, мед, сметана и многое другое.
Несколько слов о купели и святом источнике в Пощупово.
Расположены они ниже монастыря. Примерно в 2 км. Выйти к ним можно из самого монастыря. (Там есть калиточка с указателем.) А можно проехать на машине. (Первый поворот в деревне налево, если ехать из монастыря).
На самом деле источник – это родник. Помимо того, что вода в роднике итак экологически чистая, так рядом еще и находятся часовни, звучат молитвы. Кристаллы воды от этих звуков правильно, идеально стуктурируются.  Все это и придает воде из источника дополнительную силу.
Многие рязанцы приезжают сюда по выходным, чтобы набрать воды на недельку. Поэтому не удивляйтесь, если увидите народ с бутылями и пластмассовыми канистрами. Ее пьют в сыром виде, а также используют для приготовления пищи.
Недалеко от источника расположена купель. До 2008 года она была деревянная и небольшая. Вначале туда входили несколько мужчин, купались, а после пускали женщин. Это было крайне неудобно, так как выстраивались длинные очереди, особенно на Крещение.


Внутри купель обита деревом.
Температура воды всегда постоянная + 4 градуса.
Для удобства для спуска в саму купель есть ступеньки.